Столица планирует перейти на евроавтобусы

На улицах столицы в скором времени могут появиться новые автобусы, собранные на московско-латвийском предприятии в Елгаве. От нынешних составов их отличает не только непривычный для мегаполиса молочно-белый цвет, но и высокий уровень комфорта.

К сожалению, новинку придумали не столичные умельцы и не их латвийские партнеры. Автобусы “Амбассадор” были разработаны в Голландии и уже успели завоевать значительную часть европейского рынка. На предприятии в Елгаве, которое на 92% принадлежит правительству Москвы, их начали собирать по воле случая. “Изначально здесь планировалось наладить производство осовремененной модели зиловского “бычка” для продажи в европейских странах, однако реализация проекта, начатого в 2004 году, немного затянулась”, — рассказали “МК” на заводе. Как оказалось, отечественный мини-грузовик заметно отстал от западных аналогов и не может составить им достойной конкуренции. В модификации нуждаются почти все элементы машины, начиная от двигателя, который для продажи в Европе должен соответствовать стандарту Евро-5, и заканчивая дизайном кабины. В результате к производству “бычков” завод, в строительство которого Москва вложила 30 млн. евро, планирует перейти не раньше конца 2012 года. А пока на предприятии решили наладить сборку голландских автобусов.


Первая партия, как ожидается, сойдет с конвейера в начале сентября. Однако Юрию Лужкову, побывавшему в Латвии на прошлой неделе, удалось оценить пилотные образцы продукции. Посидев в удобных креслах и отметив преимущество внутренней планировки салона, московский градоначальник в первую очередь положил глаз на школьные автобусы, собранные на базе голландского грузовика DAF. “Они надежные, рассчитаны на 43 посадочных места, т.е на целый класс, и доступны по цене, — отметил он. — Кроме того, производитель обещает 20-процентную экономию топлива за счет применения более легких материалов и конструкций”. При запуске на полную мощность московско-латвийское предприятие обещает выпускать 250 штук автобусов в год. Стоимость от 80 тыс. евро за школьный автобус до 180—240 тыс. евро за обычный рейсовый. Как говорят на заводе, самую дорогую комплектацию, как правило, заказывают покупатели из Арабских Эмиратов. Для Москвы приемлемая цена составит порядка 200 тыс. евро за состав. Но это без учета таможенных пошлин.


Отвечая на вопрос журналистов, когда же москвичи смогут передвигаться по улицам столицы с европейским комфортом, Юрий Лужков заявил, что сначала надо продумать приемлемую схему поставок. Таможенные пошлины поднимут стоимость “Амбассадоров” до небес. Да и через закон о госзакупках они скорее всего не пройдут. По мнению мэра, наиболее выгодным вариантом и для города, и для самого предприятия был бы лизинг. Тем более что по этой схеме активно работают как в самой Латвии, так и в других европейских странах. “Задача нам понятна. Будем думать”, — резюмировал Лужков.


Кроме автобусов Москва планирует активнее закупать в Латвии продовольствие. “Шпроты, рыбную продукцию, икру, сыр, джемы, молочные товары”, — перечисляет глава Департамента потребрынка Владимир Малышков. Вот только всех потребностей столицы маленькая прибалтийская страна обеспечить не сможет: все, что производит местная пищевая промышленность, москвичи съедят максимум за 6 дней. По мнению Малышкова, нужно создавать логистическую структуру, ориентированную на поставки в небольшие магазины, преимущественно “шаговой доступности”.


Рига—Москва.