Нелестные отзывы

На расширенном заседании общественных советов Минтранса и Росавтодора во вторник выслушали мнения транспортных экспертов и проектировщиков трассы Москва—Санкт-Петербург, а также экологов и правозащитников. Слушания прошли под эгидой высказывания одного из участников: “законного постановления правительства вообще-то никто не отменял, ну да, высказал президент желание еще раз обсудить трассу, ну обсудим”.

Первой в защиту трассы через Химкинский лес высказалась замруководителя научно-исследовательского и проектного института Генерального плана Москвы Алла Меламед. По ее словам, транспортники еще 40 лет назад знали, что радиальная система дорог Москвы скоро покроется пробками, и тогда же для Ленинградского шоссе был запланирован дублер — как раз по утвержденному сегодня маршруту. При этом проектировщики решили главную задачу — увести трассу из города. “Простите меня за несоответствующую лексику, но проект через Химкинский лес просто “вылизан” с точки зрения учета всех факторов”, — уточнила эксперт. По ее словам, строительство в коридоре Октябрьской железной дороги либо расширение Ленинградки “превратит жизнь химчан в ад на ближайшие пять лет”.

Вариант через Молжаниново, по словам проектировщиков, изначально рассматривался как приоритетный, однако из-за существующих особо охраняемых природных территорий (оопт) и категорического отказа московских властей, был отстранен. По словам экологов, оопт в Молжаниново всего 2, общая площадь их не превышает 3,5 га, в то время как “вокруг десятки гектаров чистых полей и пашен”, трасса таким образом легко сможет обойти природоохранные территории. Строители в ответ сослались на сложность прокладки трассы в пределах как раз “маленьких оопт”. На заявление руководителя лесной программы Greanpeace России Алексея Ярошенко о том, что Химкинский лес является вторым по значимости в бывшем лесопарковом защитном поясе Москвы (после “Лосиного Острова”), прозвучало закономерное “так пояса-то уже нет”.

Несмотря на многочисленные заявления общественников о миллиардных убытках, которые понесет в том числе дочерняя компания французской Vinci СЗКК, которая уже с октября собиралась приступить к строительству, заместитель гендиректора компании Венсан Кабанн отметил, что пока никаких убытков они не несут. Он также выразил надежду, что решение будет принято в разумные временные пределы. “Северо-Западная концессионная компания была создана в 2007 году специально для участия в конкурсе на строительство трассы. Если бы параметры дороги, которые мы тщательно изучили, не соответствовали европейским стандартам, мы бы не стали участвовать в проекте”, — заявил господин Кабанн.

Итак, на одной чаше весов — готовая просека и дорога, сроки строительства выглядят фантастически близкими: до Шереметьево трассу обещают довести уже в 2012-м, до Санкт-Петербурга — еще через год. На другой — длительная работа по новому проектированию еще не выбранного варианта (транспортники с удовольствием отмечают, что до строительства трассы “не через лес” может пройти еще лет пять-шесть). Однако, когда лидер защитников Химкинского леса Евгения Чирикова начинает показывать фотографии грубых задержаний экологов, а ей кричат из зала “ну вы еще начните щас рассказывать, что у вас там редактора побили” (Михаил Бекетов редактор “Химкинской правды” после нападения неизвестных стал инвалидом), симпатии остаются на стороне экологов.

В конце концов прозвучала фраза “давайте строить, все все равно никогда не будут довольны” и общественный совет Росавтодора единогласно проголосовал за строительство трассы через Химкинский лес, общественный совет Минтранса не собрал необходимого кворума, членов опросят адресно, а данные представят на заседании Общественной палаты 16 сентября.

Даже если трассу все же проведут через Химкинский лес, общественный контроль строительству обеспечен, а значит, есть надежда на сокращение ущерба лесопарку. Недавно, например, под давлением общества количество гектаров, подлежащих вырубке, вновь сократили, в этот раз почти на треть.

КАРТА