Индусы идут

У нас много проблем. Но нам все мало, и мы готовы покупать их за рубежом. При этом мы уже «оттаяли» и перестали верить, что любое заграничное заведомо лучше родного. Но все равно с готовностью открыты для натиска иностранцев.

И ведь в их поступках нет секретов и тайн, у них все на виду, легально и с предупреждением. Они любят играть по правилам и, прежде чем навалиться на нас, дают масштабные интервью и сообщают через прессу о желании устроить нам веселую жизнь.

Первыми к нам в конце 90-х легально пришли производители китайских автомобилей. Невыносимых, сделанных в сараях из кровельного железа и покрашенных кисточкой. Мы атаку отбили, но выводов не сделали. Зато их сделали китайцы, срочно устроили внутри себя перестройку и со второго дубля вошли в страну, старательно высевая всякие амулеты, диры и зонгфенги, попутно проникая в производство то на «Автоторе», то на ТагАЗе, то на «Дервейсе», создавая нашими руками кусочек собственной экономической стабильности.

Потом на нас навалились иранцы. У них застоялось целое «стадо» странноватых «коней», и они пригрозили даже построить то ли у нас, то ли у белорусов «конезавод» по выпуску модели Samand. Но «лошади» куда-то не туда ускакали, да и вся затея исходила не от правительства, а от частного бизнеса, оказавшегося одноразовым.

А в промежутках между китайцами и иранцами, с редкими вкраплениями тайваньцев и малайзийцев, постоянно мелькают индийцы. У них есть национальное автомобильное достояние — «Tata», творческий зуд и лишние деньги. Заглянув к нам на огонек лет пять тому назад, «Tata» повеселила обывателей и напугала специалистов, после чего вышла на околоземную орбиту и купила себе «Jaguar» с «Land Rover». Казалось, удовольствия от такой покупки индусам должно хватить надолго, но вот выяснилось, что оно уже иссякло и владелец корпорации имени самого себя Ратан Тата по­обещал расшириться, всерьез взявшись за Россию, Африку, Китай и Ближний Восток. «Мы надеемся увеличить долю рынка в этих экономиках и расширить линейку пассажирских и коммерческих автомобилей», — заявил он на ежегодном собрании акционеров.

Ратан Тата умеет решать вопросы. К тому же он оперирует миллиардами. А сильно убыточные «Jaguar» с «Land Rover» внезапно осчастливили прибылью. И ладно если бы мудрый Ратан расширил нам линейку легковых машин. В его заявлении можно было бы, заставив себя, обнаружить признаки роскоши и приготовиться к появлению Jaguar на каждом углу не только Москвы, но и Саранска с Рузаевкой.

Но когда в грядущем намерении красуется пассажирский и коммерческий транспорт, вся угроза обретает иной смысл, от нее начинает пахнуть «Татой Индиго», грузовиками, автобусами и прочими поделками, конкурирующими в статусе пародии с китайской техникой. Даже японцы до сих пор не очень знают, что именно нужно европейцам, и все время совершают ошибки, предлагая товар, сработанный по своим местным лекалам. А индийцы вообще ни разу не угадали, что именно нужно бледнолицым. Пока они рассказывают о втором подходе к снаряду, собираются с силами и на нас еще не навалились. Но, например, китайцы дистанцию до собственного завода одолели за одну пятилетку. Индусы тоже могут оказаться быстрыми, упрямыми и, на беду нам, эффективными.