Пятое колесо

Автомобильная жизнь страны последних месяцев просто ключом бьет. Гаечным. Ветви власти бегут наперегонки, соревнуясь друг с другом в искусстве облапошить, ужесточить, развести и без того небогатого отечественного автовладельца на деньги.

То президент выступит, сводя к нулю содержание в крови и выдыхаемом воздухе сивушного “выхлопа”, по-научному — промилле. А поскольку такого в живой природе быть не может, потому что не может быть никогда, “разведенным” людьми с полосатыми палками сегодня может быть каждый автомобилист... То глава наркоконтроля выпускает в обращение наркотестеры, которые в свою очередь также принесут придорожным стражам порядка немыслимые бабки… Министр финансов вводит дополнительный транспортный налог в цену бензина, который теперь уже вполне официально начнет ежегодно и непомерно дорожать. Не отстают и депутаты, предлагая все новые и новые репрессивные поправки в автомобильные главы КоАП РФ. Про непрекращающийся произвол судебных приставов, выходящих вместе с гаишниками на большую дорогу подкормиться, вообще говорить не хочется — им не указ и прокурорские предостережения о незаконности подобных действий. А в итоге доходит до смешного — даже ветеринары пытаются хоть что-то “откусить” от водителя. В этом сезоне они предприняли попытку не выпускать за МКАД транспортные средства, перевозящие непривитых домашних любимцев.


А перекрытые непродуманным ремонтом дороги, да и дороги вообще, точнее, их катастрофическое в стране отсутствие? А непрекращающиеся попытки страховщиков задрать тарифы “автогражданки”, притом что в случае ДТП выплачивают своим клиентам копейки, на которые не то что полный ремонт — крыло старенького “москвичонка” отрихтовать невозможно? А упорное нежелание чиновничества отказаться от мигалок? На фоне этого тотального беспредела даже тема коррупции в ГАИ как-то отошла на второй план и почти позабыта. С мздоимцами в этой службе всерьез бороться и не пытались. Ни разу.


Возникает ощущение, что российские правители просто не считают автовладельцев частью народа. Но при этом верхи отчего-то забывают, что у замордованного несусветными податями населения терпение однажды может лопнуть.


Пусть безумная идея — не решайте сгоряча


Российский автомобильный люд в курилках, на гаражных посиделках и во многочасовых очередях у гаишных кабинетов, почем зря поносящий властные структуры за их регулярные “автоподарки”, даже не задумывается о возможности цивилизованного и при этом массового отпора. Ведь 35 миллионов человек с правами могут стать орудием такого калибра (даже без учета членов семьи, а уж с ними!..), одного залпа которого хватит, чтобы коренным образом изменить и КоАП и ПДД. Для этого достаточно объединиться и на ближайших выборах проголосовать за вновь созданную партию. Скажем, “Автомобильную Россию”.


Любопытно, что в отличие от моторизованных масс власти вполне допускают подобное развитие событий. И уже сейчас, когда о политическом объединении автовладельцев можно говорить только гипотетически, делают все для того, чтобы его не допустить. Скажем, активно работают с межрегиональными объединениями автомобилистов, громко заявляющими о себе разными протестными акциями (начиная от защиты водителя Щербицкого, обвиненного в гибели губернатора Евдокимова, и до дела “синих ведерок”). Подобных объединений, кстати сказать, в стране немного, а из всероссийски известных не больше трех-четырех. Однако консолидировавшись, они уже сейчас могли бы похвастать необходимыми для партстроительства филиалами практически во всех российских регионах.

 

КСТАТИ


Главной причиной отставки калининградского губернатора Георгия Бооса стали массовые выступления местных автовладельцев против несусветно задранного транспортного налога.


Вот и нету вожаков


Так вот, разъединяя потенциальных союзников, власти тешат самолюбие их лидеров, играя с ними в демократию и питая некими надеждами на конструктивный диалог. Один из них, по его собственному признанию, “как на работу ходит в Госдуму”. Другой обласкан в Администрации Президента и там “регулярно беседует с людьми”. На выходе, правда, получается полный ноль. Зато на сайтах этих по сути правозащитных организаций наблюдается такое раздувание щек от регулярных (но чисто ритуальных) рукопожатий с сильными мира сего, что они того и гляди лопнут. В итоге автовладельцы, чьи интересы эти структуры вроде бы защищают, получают очередные драконовские штрафы и налоги, а правозащитники (в том числе и в беседе с вашим корреспондентом) выливают друг на друга при всяком удобном случае цистерны помоев.


— И ничего удивительного в этом нет, — комментирует ситуацию президент “Движения автомобилистов России” (ДАР) Виктор ПОХМЕЛКИН. — Власть в нашей стране консолидированна, а гражданское общество разрозненно. В первую очередь благодаря усилиям самой власти. Прибавьте сюда амбиции лидеров различных, в том числе и автомобильных, оппозиционных структур, их желание хорошо засветиться, чтобы потом стричь купоны в роли экспертов, советников, и станет понятно, что с их помощью начать партстроительство невозможно. Да они к нему и не стремятся. Их удел — организация различных акций-митингов, что хорошо для правозащитной деятельности, но малоэффективно для партийной…


И г-н Похмелкин знает, что говорит. В 2003 году он со своим движением (в блоке с другими) принимал участие в парламентских выборах и проиграл, набрав чуть больше двух процентов голосов. Причины поражения известны. Во-первых, финансовая составляющая. ДАР пошло на выборы с двумя миллионами долларов, тогда как другие партии оперировали суммами от 70 млн. “зеленых”. Поэтому предвыборная кампания началась слишком поздно и была более чем короткой. Во-вторых, автомобильные проблемы и давление властей на автомобильное сообщество в тот момент были совсем другими, если не сказать, что их (за исключением вечной коррупции в ГАИ и все тех же отвратительных дорог) вообще по большому счету не было.


— Сегодня, — продолжает экс-депутат, — ситуация совершенно иная. Некоторые объединения автомобилистов выдвигают не только экономические, но и серьезные политические лозунги. Причем характерные для либеральных партий. Ведь требуя, например, коренной реформы ГАИ как структурного подразделения МВД, нельзя не требовать столь же масштабной реформы судопроизводства. Настаивая на отмене пресловутых “мигалок”, моторизованное сообщество тем самым настаивает на истинно демократических преобразованиях общества в целом. И так далее. То есть если теоретически говорить о перспективах партии “Автомобильная Россия”, то у нее есть все шансы стать не чистым защитником автомобилистов страны, а всех граждан России. Причем, повторюсь, России либеральной…


Злые поиски врагов


Однако первый вопрос партстроительства (если не брать в расчет того обстоятельства, что ни одна партия не может сегодня появиться в стране без кремлевского благословения) — финансовый. Искать денежку в олигархических кругах без того же благословения бессмысленно. К тому же, как известно, музыку заказывает тот, кто платит, а значит, в партийном закулисье появится кукловод, для которого “АР” станет джокером (а скорее, разменной картой) в игре с властью за свои бизнес-интересы. И ситуация выглядит тупиковой, если вы, конечно, забыли, что нас с вами — 35 000 000! А ежемесячный членский взнос в жалкие 10 рублей (буханка хлеба дороже стоит!) не разорит даже небогатого пенсионера-врача-учителя.


Да вот беда: даже разобщенные автомобильные деятели в один голос говорят, что российский водила и копейки не даст!


— Деньги можно собирать, когда их дают, — считает лидер “Федерации автовладельцев России” (ФАР) Сергей КАНАЕВ. — Если же мы будем их просить, то немедленно потеряем доверие граждан, которое сейчас стремимся завоевать. Менталитет любого россиянина, а не только того, что за рулем, таков, что к любым взносам, даже на правое дело, он относится как к очередной афере…


И с этим, повторюсь, согласны все друзья-соперники г-на Канаева. А один из его бывших соратников, глава организации, от которой ФАР в свое время отпочковалась, четно признает, что мало кто из членов его межрегионального движения платит взносы, хотя они прописаны в уставе.


А ведь даже нехитрая арифметика показывает, что отданные новой партии 120 “деревянных” в год окупятся с лихвой, если автомобилисты выиграют выборы и будут иметь политическое представительство. Судите сами.


Среднестатистический владелец не самой мощной бюджетной иномарки пробегает за год около 20 000 км. И если взять за средний расход топлива 10 л АИ-93 на 100 км пути, получается, что на бензин у него уходит 48 000 рублей. Но благодаря запланированному Минфином повышению цены топлива на один рубль в год в течение ближайшей трехлетки уже в следующем году он потратит 50 000, еще через год уже 52 000 и еще через год — все 54 000. Минимум. И это притом что бензин в нашей нефтедобывающей стране и без того самый дорогой в мире и аппетиты королей бензоколонок власти ограничивать не собираются.


Также в следующем году на 30—40 процентов подорожает полис ОСАГО. При средней цене в 5000 рублей сегодня — завтра он будет стоить 6500. Опять же минимум. То есть только по этим двум позициям благодаря своему аполитичному поведению автовладелец потеряет в ближайшие годы более 10 000 рублей.


А еще подумайте о грабительском транспортном налоге. О том, что, по статистике, каждого автовладельца наша доблестная ГАИ штрафует 1,5 раза в год, а суммы штрафов нынче запредельные, даже если расчет в большинстве случаев идет через инспекторский карман. Учтите и вечно секвестрируемый бюджет дорожной отрасли, прямо влияющий на ваш кошелек через незапланированные посещения сервиса… То есть все резоны объединиться.


Нам вождя недоставало!


Понятно, что сегодня, когда на выборы ходят (именно ходят, а не ездят) в основном те, кому хорошо за шестьдесят, заинтересовать идеей партстроительства (да хотя бы просто убедить прийти к урнам) моторизованный и по определению более молодой электорат — задача не из простых. Нет денег и лидера, способного увлечь за собой массы, которые эти деньги и принесут. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что более социально значимую и объединяющую общество идею, нежели автомобильная, сегодня найти трудно. И электорально она чрезвычайно перспективна. Кстати сказать, дело может пойти и на базе уже созданной оппозиционной партии. Идея защиты прав автовладельцев как локомотив других либеральных построений могла бы стать краеугольным камнем очередной предвыборной кампании. Правда, для этого нужно сильно видоизменять партийную платформу, искать новые харизматические личности. Что для нынешних партийных бонз означает политическую смерть. Однако не стоит забывать, что правое либеральное дело погибло в стране в основном из-за амбиций его лидеров. Так, может, погудим?