«Голубое» будущее

Ганноверский автосалон IAA Nutzfahrzeuge считается крупнейшей выставочной площадкой коммерческого транспорта в Европе. В этом году он открылся для прессы 21 сентября

Немцы, как народ дисциплинированный, проводить даже самые бестолковые мероприятия умеют четко, а уж автомобильную выставку — им сам бог велел. Прошлые «ганноверы» — яркое тому подтверждение. Но организация IAA-2010 вызвала у вашего корреспондента жестокий приступ дежавю и ностальгии по родине. Судите сами. Первый пресс-день. Разномастные люди с беджиками «Press» расползаются по выставочным павильонам. И с удивлением обнаруживают, что лишь не более половины из них готовы к демонстрации чего-либо. Здесь еще вовсю идет стройка и озабоченно бродят суровые афро- и арабоевропейцы с молотками и шуруповертами наперевес. Там декорации более-менее установлены, а самих машин еще нет. Тут все вроде в порядке, но сами стенды безлюдны: пресс-конференцию фирма провела сегодня, а официальное открытие стенда намечено на завтра, так что идите, господа пишущие, гуляйте себе пока… Однако, несмотря на столь забавные условия работы, сильно приближенные к исконно русским, оценить происходящее в мире Nutzfahrzeuge все-таки удалось. Общий тренд тут почти полностью (правда, с некоторым опозданием) копирует гримасу, искорежившую современный лик легкового автомобилизма, а именно — гримасу гибридизации. Нормы токсичности во всем мире ужесточаются. Доверчивое население глубокомысленно внимает сказаниям о глобальном потеплении и платит свои кровные евро и доллары за сомнительное удовольствие пересесть в высокотехнологичные и якобы экологичные электро- и гибридомобили. Производители и покупатели коммерческого транспорта как люди, вынуждаемые обстоятельствами мыслить более здраво, нежели остальные «лемминги» нашего социума, сползали к внедрению модных «зеленых» и «голубых» технологий заметно дольше. Но таки сползли. Прошедшая ганноверская выставка показала, что отныне никто не станет удивляться электрокару, по какой-то странной прихоти природы «одетому» в кузов популярного развозного микроавтобуса. Или городскому фургону, бесшумно подкрадывающемуся к задним воротам ближайшего супермаркета… Но один бастион автопрома пока еще не сдался «зеленовато-голубоватым» веяниям. Дальнобойные тягачи и карьерные самосвалы пока никто не сумел «наэлектризовать». В этой нише модные тело­движения совершать сложновато, тут без шуток «пахать» приходится…

Новый Volkswagen Caddy благодаря легкому «фейслифтингу» теперь полностью соответствует текущему корпоративному стилю марки. Отныне у него, как требуется в современной Европе, ESP входит в базовую комплектацию. Машина получила шесть новых четырехцилиндровых двигателей TDI и TSI, снижающих расход топлива в среднем на 21%. Свеженький Caddy, скомпонованный по технологии BlueMotion, оснащенный двигателем мощностью 102 л.с., потребляет лишь 4,9 л дизтоплива на 100 км пути и может проехать более 1100 км на одной заправке.

Составители фирменного пресс-релиза, посвященного новой инкарнации FIAT Doblo, с итальянской экспрессией утверждают, что машина (дословно) «сочится инновациями». Итальянцы утверждают, что новизна так и хлещет даже из шасси машины, а уж об остальных частях даже и говорить нечего — сплошное обновление. В доказательство мысли, что это настоящий многофункциональный LCV, посетителям мотор-шоу в Ганновере демонстрировался даже Doblo-грузовичок. На его фоне самоходное «кафе» с 1,6-литровым двигателем Multijet, отвечающим нормам «Евро-5», смотрелось как нечто само собой разумеющееся.

Amarok SingleCab — наисвежайшая версия нового пикапа от «Volkswagen». Представленный впервые на Ганноверском IAA, он имеет укороченную кабину и удлиненный до 2,2 метра кузов. Может быть оснащен двигателем TDI мощностью 90 кВт (122 л.с.) с технологией BlueMotion, позволившей снизить расход с лучшего в своем классе показателя 7,4 л на 100 км до 6,9 л на «сотню».

Новый Mercedes Vito, согласно уверениям своих создателей, уменьшил на 15% выбросы CO2 и расход топлива по сравнению с машинами прошлого поколения. Первую скрипку в этом экологоугодном деле сыграло семейство новейших четырехцилиндро­вых турбодизелей рабочим объемом 2,15 литра. Они могут иметь разную степень форсировки — от базовых 95 л.с. до максимальных 163 л.с. у Vito 116 CDI. Присутствует тут и модная ныне «голубая» тема: технология под названием BlueEfficiency подразумевает автоматическое глушение двигателя при остановках, к примеру на светофоре, и применение шин с пониженным сопротивлением качению.

Главный экспонат стенда «Ford» — «электрический» Transit Connect. Впервые широкой публике машину показали еще на Чикагском автосалоне, а Европу осчастливили лишь сейчас. Транспортное средство с полностью электрическим приводом способно проехать 128 км на одной зарядке литий-ионных батарей. 50-киловаттный электромотор способен разогнать электромобиль до 120 км/ч. Заправиться можно от бытовой электросети напряжением 120 или 240 вольт.

«Citroёn» представил на Ганноверском IAA-2010 свой первый опыт в нише коммерческих электромобилей — Berlingo C-Zero. Этот Berlingo — первое в арсенале компании полностью электрическое транспортное средство. Полная масса — 1,89 тонны. Из них полезной нагрузки — 500 кг (без водителя). В движение машину приводит трехфазный асинхронный двигатель мощностью 42 кВт с максимальным крутящим моментом 180 Нм. Максимальный пробег — 120 км. Максимальная скорость — 100 км/ч. Полная зарядка аккумулятора занимает восемь часов.

Грузовики DAF серии LF теперь могут оснащаться еще и гибридной силовой установкой, использующей дизель-электрическую схему. Машина оснащена 4,5-литровым 160-сильным дизелем, который соответствует требованиям «Евро-5». Электромотор-генератор установлен между сцеплением и КП. Энергия, выделяющаяся при торможении, сохраняется в литий-ионных батареях. Их вес — около 100 кг. На полностью заряженных батареях грузовик может проехать около двух километров. При этом дизельный двигатель должен работать на холостом ходу, обеспечивая функционирование таких систем, как, например, гидроусилитель рулевого управления.

Renault Premium Lander — мировая премьера, приуроченная к IAA в Ганновере. Машина оснащена новым поколением двигателей серии DXi объемом 7,2–10,8 л и мощностью от 270 до 460 л.с. Комплектуется как механической коробкой передач Servoshift с делителем, так и 12-ступенчатым «роботом». Клиент может выбирать из тринадцати вариантов шасси грузовиков и тягачей с колесными формулами 4x2, 6x2 и 6x4 и из четырех вариантов кабин — от самой аскетичной до спальной, приспособленной для многодневного обитания двух человек.

Автобус Setra S 416 HDH вытянулся на 200 мм по сравнению с предшественником. Это позволило установить в передней части машины систему защиты от фронтального удара FCG (Front Collision Guard). Имеется система экстренного торможения АВА. В распоряжении водителя — мультифункциональный руль и информационный дисплей. С кренами и раскачкой призвана бороться система выравнивания кузова. В качестве опции автобус может оснащаться 8-ступенчатой роботизированной КП. Смущает одно: всем этим новациям как минимум год от роду…

Следуя «гибридному» тренду в мировой автоиндустрии, автобусостроительное отделение «Volvo» представило свое экологолюбивое детище — гибридный Volvo 7700. Его отличие от дизельного собрата — на 35% меньшее потребление топлива. Автобус может двигаться с помощью одного электродвигателя, дизеля, а также двух двигателей одновременно. Это позволило оборудовать его 5-литровым дизельным мотором — в отличие от дизельной версии Volvo 7700 с 9-литровым двигателем. Воздушный компрессор, кондиционер и усилитель руля работают от электропривода. Автобус весит всего на 100 кг больше, чем дизельная версия.

Гвоздем экспозиции «Scania» на ганноверской выставке стал тягач Scania R 730 4x2 Topline V8. Сама по себе машина серии R особой новинкой не представляется, а вот 730-сильный дизельный V8 — премьера. В паре с этим 16,4-литровым монстром работает 12-скоростная МКП с делителем. Машина была представлена в наиболее богатой комплектации — со спальной кабиной уровня Topline и на шасси с пневмоподвеской.

«Mitsubishi Fuso Truck & Bus» представила гибридный грузовик малого класса Canter Eco Hybrid. Сама по себе машина далеко не новинка, но «имплантация» электрического мотора-генератора позволила объявить о премьере. Авто оснащается гибридной системой параллельного типа, которая способна адаптироваться к дорожным условиям, экономя топливо и снижая выбросы СО2. Информация о том, насколько такое транспортное средство дороже обычного Canter, отсутствует.