Адреналин-краш

Mercedes-Tribune, Mobil 1 Kurve, Sachs Kurve… Это не реклама, а то, что в течение какой-то пары десятков секунд пролетает за окном. Это Хоккенхаймринг — кольцевая трасса, на которой ежегодно наматывают миллионы километров тысячи спортсменов и любителей.

Вот только вряд ли вы сможете полюбоваться всем этим великолепием. Зевнешь — в лучшем случае окажешься на газоне или в гравийной ловушке, а в худшем — тебя «срежет» очередной Porsche, кровожадно повисающий на хвосте чуть ли не перед каждым поворотом. Ей-богу, через пару кругов чувствуешь себя пилотом У-2. Но соревноваться с соседями в скорости, когда у тебя под капотом чуть больше полутора сотен «лошадей», занятие абсолютно бессмысленное: длинную Parabolica ребята на 911-х заканчивают, уверенно разменяв третью «сотню», у МХ-5 там в лучшем случае 190 км/ч, на мокрой трассе — и вовсе 160–170…

Гидромет у немцев работает исправно, так что прогноз оправдался: плюс семь с ветром и пренеприятнейшей моросью… Но мокрый трек еще полбеды. Требования безопасности предполагают наличие шлема, но… При росте выше, чем метр девяносто, втиснуться под крышу МХ-5 с куском формованного пластика — утопия. Пришлось открывать крышу, кожей ощущая все прелести местной погоды.

В данной ситуации было бы впору позавидовать коллегам, победившим в Zoom-Zoom Challenge 2010. Они тут были раньше, им было теплее. Однако все оказалось не настолько страшно: капризы погоды закончились в ходе первой сессии, а «утешительный приз» — программа Racing Sport Академии спортивного вождения Mazda — на практике оказался куда продуктивнее октябрьского десанта. Хотя бы в силу своей кулуарности. Три MX-5 на пятерых, один из которых — шеф-инструктор академии Олег Кесельман, максимально тесное общение, позволившее детально разбирать события полета в буквальном смысле по горячим следам. А помощь опытного человека ой как нужна. Скорость, эффективность и аккуратность. По-другому не получится. Если ты медленнее других, ты — угроза. Безопасности. А чтобы быть быстрым, ты должен не только видеть траекторию, но и уметь по ней правильно проехать и, главное, вовремя затормозить. Тем более что вокруг — такие же любители. Преимущественно на 911-х.

Без крыши очень холодно. Пальцы дубеют минут через десять. Зато обзорность — десять из десяти. И приближающийся сзади Porsche слышишь метров за сто, а не когда он замаячит в отнюдь не самых габаритных зеркалах.

При должном подходе MX-5, напрочь «сливающий» Porsche на Parabolica, позволяет тут же огрызнуться в «шпильке» (Hairpin), подперев бампером «немца», заставить того выходить из поворота по внутренней траектории. Он все равно тут же оторвется, зато самооценка повысится...

До следующего левого поворота напротив Mercedes-Tribune тормозами пользоваться не придется. Расположенный аккурат посередине между ним и Hairpin пологий правый на MX-5 проходится на полном газу. Мощные Porsche через одного притормаживают, теряя темп. А с учетом того, что связка в Mercedes тоже проходится практически по прямой, даже если кто-то и повиснет на зад­нем бампере, в атаку он пойдет только на выходе. Свои машины немцам все-таки жалко.

На увязку теории с практикой ушел не один круг, а десятки (включая те, что автор этих строк наматывал на аналогичном МХ-5 летом в подмосковном Мячкове). Выход на Parabolica был освоен буквально на третьем круге, остальное — чуть погодя. Но с торможением — беда. То раньше, то позже, но почти никогда вовремя. После обеда стало легче. К трассе прикатался, траектория подсохла, чуть потеплело, наконец… Однако как только показалось, что основные элементы правильной езды в конце концов увязались, ваш корреспондент тут же потерял машину в безобиднейшем, казалось бы, профилированном Sachs Kurve, когда до финиша оставалось каких-то полторы сотни метров. От травы спасла система стабилизации, борьба с которой, судя по отчаянному визгу тормозных колодок, началась еще на входе, где сначала недотормозил, а потом, проскочив место входа, перекрутил руль. В итоге Mazda замерла поперек трека аккурат на вершине. Самое обидное, что ни спереди, ни сзади не было никого. Звучит странно, но в ходе всего трек-дня на Motodrom такого больше не случилось ни разу, тогда как «вкуснее» всего эту узкую историческую часть Хоккенхаймринга проходить в одиночку…


Круг Хоккенхаймринга за 2.18.5 для MX-5 — очень хорошо, но это время Кесельмана. Время у автора этих строк куда больше — значит, на порядок больше должно быть и самих кругов. Постоянная практика — вот то, что превращает любителя в профессионала (ну или хотя бы в продвинутого любителя). Может быть, я когда-нибудь дозрею, но профессионалом не стану никогда. Во-первых, мне уже есть что терять, во-вторых, сама по себе гонка, и уж тем более подиум, — вершина айсберга, в подводной части которого по-настоящему тяжелый труд. Этот не слишком интенсивный трек-день, состоявший из пяти 40-минутных сессий на не самом сложном Хоккенхаймринге, стоил мне трех килограммов…

Зато это азартно, познавательно, полезно, наконец. И в общем-то доступно любому. Понятно, что азы контраварийной подготовки сегодня можно освоить и в России, но побывать в святая святых современного автоспорта куда сложнее. Туристические дни на Нюрбургринге проводятся регулярно. Однако относительно свободный доступ к Хоккенхаймрингу можно получить, став членом аккредитованного автоклуба. Или оплатив гоночный курс в местной школе. Это сложнее, хотя тоже вполне осуществимо, например, с помощью той же маздовской спортакадемии. Естественно, это стоит денег, но поскольку тут, что называется, все включено, в целом поездка на трек обойдется не дороже среднестатистического вояжа в Европу.