Авторынок по шкале Рихтера

Делать деньги на чужом несчастье — печальная традиция отечественного бизнеса. И мы не удивимся, если доморощенные коммерсанты попытаются сделать бабки на японской трагедии.

Схема может быть невероятно простой, но от этого не менее доходной. Уже сегодня предприимчивые дельцы могут во всеобщей японской суматохе буквально за бесценок скупать пострадавшие от наводнения праворульные машины и неплохо наваривать на них на Дальнем Востоке, даже несмотря на высокие таможенные пошлины на автомобильный секонд-хенд. Маржа все равно может выйти приличная.

Хотя, заметим, популярность в тех или иных регионах России авто с правым рулем хорошо иллюстрирует их доля на вторичном рынке. Если во Владивостоке, по разным оценкам, их количество составляет около 68%, то в Москве аналогичный показатель исчисляется десятыми долями процента. Надо заметить, что периодически обостряющаяся активность государства в деле сокращения импорта подержанных авто из Японии принесла свои плоды. Так, в январе 2011 года праворульные машины составили всего 0,3% от общего объема предложений на российском вторичном авторынке. А ведь еще в январе 2010-го этот показатель составлял чуть более 5%, в январе 2009-го — 9%. Вообще с некоторых пор расположение руля справа стало фактором, кардинально влияющим на стоимость авто. «Правый» аналог японской модели для европейского рынка в зависимости от класса авто будет дешевле на 15–30%. В первую очередь это вызвано туманными перспективами праворульных авто в России и связанными с этим вероятными трудностями с последующей продажей машины для потенциального покупателя. Да, за Уралом японские авто по-прежнему составляют основу автопарка. Но тот же техрегламент, разработанный Министерством промышленности и торговли, предусматривает драконовскую процедуру прохождения сертификации при ввозе праворульных машин. Поэтому при отсутствии заметных свежих вливаний и на вторичном рынке за Уральским хребтом активно растет доля предложения леворульных авто. Так что ожидать наплыва машин-«утопленников» из пострадавших от цунами районов Японии не стоит — соответствующий сектор авторынка просто-напросто умирает.

Теоретически автоторгаши могут заработать и на леворульных авто, ждавших в портах отправки в Европу и Америку. Хотя, как нам с уверенностью заявили в ряде российских представительств японских марок в России, такая вероятность стремится к нулю. Японский менталитет и особенности ведения бизнеса не позволят потомкам самураев пойти на столь неблаговидные сделки. И наверняка все пострадавшие от цунами авто будут уничтожены. Другими словами, системных поставок «утопленников» в РФ скорее всего все-таки не случится.

Другое дело, что могут вырасти очереди на японские марки в дилерских центрах. Хотя и тут все не так однозначно. Да, популярные у нас «Honda», «Toyota» и «Nissan» серьезно пострадали в катаклизме. Есть, очевидно, проблемы у «Mazda». Однако не стоит забывать, что значительное число продава­емых у нас моделей этих фирм производится в Европе и даже в России. А заводы «Mitsubishi» и вовсе не попали под удар стихии и пока работают практически в штатном режиме. Что же касается «Subaru» и «Daihatsu», то эти марки погоды на российском рынке не делают.

Можно говорить и о том, что европейским заводам еще на долгое время хватит комплектующих, поскольку практически каждая компания имеет гигантские склады буквально по всему миру и логистически совершенно несложно перенаправлять потоки деталей с одного производства на другое. Также несложно и собственно японским заводам, выйдя из кризисной ситуации, увеличить выпуск машин до нужных объ­емов. Так что скорее всего срок ожидания для клиентов если и увеличится, то ненамного.

…Хотя, судя по тому, как скупо общаются с прессой сотрудники российских представительств, обычно охотно и быстро комментирующие те или иные события автомобильной жизни, можно предположить, что точного положения дел не знают не только они, но и их коллеги в штаб-квартирах японских автопроизводителей. Связь с Японией во всех своих видах работает отвратительно, и даже обещанные к полудню вчерашнего дня официальные комментарии на момент подписания номера до редакции так и не дошли. Японцам, похоже, совсем не до того, сумеют они выдержать план поставок или нет.