Эхо большой волны

Компания «Toyota» первой из пострадавших в японской катастрофе автопроизводителей заявила об остановке своих заводов, работа­ющих вне зоны бедствия.

Печальная участь постигла американские подразделения автогиганта. Причина проста — за­океанским производственным мощностям не хватает комплектующих, поставляемых туда из Страны восходящего солнца. Всего же, по мнению некоторых аналитиков, корпорация из-за нехватки запчастей и энергетического кризиса может недовыпустить более полумиллиона автомобилей (только по официальным данным, с 14 по 26 марта «Toyota» выпустила на 140 000 автомобилей меньше, чем могла бы).

В принципе проблемы одной-единственной, пусть и очень крупной, фирмы не стоили бы столь пристального внимания. Однако катаклизм накрыл и заводы «Nissan», «Honda», «Suzuki», и 500 производителей автокомплектующих! В итоге сегодня о возможных перебоях и, следовательно, о сокращении производства заявляют и такие гиганты, как «General Motors». Последняя не исключает трудностей на своих заводах в США, Германии и Испании.

Так что есть о чем задуматься и российским потребителям автотехники. Если говорить о той же «Toyota», то в нашей стране она производит только модель Camry. Погоды на рынке эта «японка» не делает, и, судя по всему, запаса комплектующих для ее производства на какое-то время хватит. На остальные же модели очереди в дилерских центрах могут значительно вырасти уже в ближайшее время. О серьезности ситуации говорит хотя бы тот факт, что даже на официальный запрос редакции с просьбой прокомментировать ситуацию российское представительство компании вторые сутки отвечает молчанием. И что за ним последует — закрытие дилерских центров или рост цен, — совершенно непонятно. Возможно, потенциальным покупателям Toyota следует присмотреться к одноклассникам других производителей.

GM же собирает у нас куда больше марок, среди которых популярные у россиян модели «Opel» и «Chevrolet». Да и поставки с европейских заводов концерна немаленькие. Однако, как нам стало известно от источника в российском представительстве компании, даже слухов о приостановке местных производств и сокращении импорта пока не ходит. Более-менее уверенно чувствуют себя и другие европейские производители (тот же любимый россиянами «Ford» категорически отрицает саму возможность приостановки своих мощностей во Всеволожске и даже переходит на работу в три смены!).

Тем не менее, считают некоторые эксперты, землетрясение в Японии и его последствия грозят мировому автопрому падением производства на 30 процентов. И российская его составля­ющая вполне может попасть под раздачу…