Трофей из Германии

После войны в СССР в качестве трофеев попало множество автомобилей, среди которых были и такие уникальные экземпляры, как этот родстер BMW 328 Mille Miglia 1940 года выпуска, построенный для участия в легендарной тысячемильной гонке.

Модель BMW 328 — одна из самых культовых в истории фирмы. Представленная впервые в 1936 году, она имела прогрессивную конструкцию шасси с независимой передней подвеской на поперечных рессорах и задней — на продольных. Рядный шестицилиндровый двигатель небольшого рабочего объема (1971 см3) развивал приличную мощность 80 л.с. при 4500 об/мин. Это достигалось применением алюминиевой головки блока с наклонными верхними клапанами и трех карбюраторов системы Solex, устанавливаемых непосредственно над впускными отверстиями в головке блока.

Кузов 328-й модели также имел неординарный облик: если низкий силуэт стал уже привычным для двухместных спортивных автомобилей, то обтекаемые формы встречались не так часто, а передние фары, интегрированные в поверхность крыла, стали дизайнерской новацией фирмы. Кроме того, очень узкий и компактный кузов изготавливался на деревянном каркасе и обшивался алюминиевыми панелями, что сказывалось на весе. Благодаря подобному сочетанию мощного мотора и легкого кузова 328-я легко разгонялась до скорости 160 км/ч!

Естественно, 328-я модель оказалась очень успешной спортивной машиной. В 1936 году за рулем родстера BMW 328 заводской гонщик Пауль Грайфц на трассе Нюрбургринг занял первое место в классе двухлитровых машин. В том же году команда из трех экипажей на таких же автомобилях завоевала на состязаниях «Tourist Trophy» в Великобритании не только первое место в классе, но и командный приз. В 1938-м несколько BMW 328 приняли участие в гонках на длинные дистанции, но 24-часовые соревнования во французском Ле Мане не принесли успеха. Следующую ставку сделали на итальянскую «Mille Miglia».

Самая известная гонка по извилистым дорогам Апеннинского полуострова протяженностью ровно в тысячу миль впервые состоялась в 1927 году, и с тех пор призовые места в ней, как правило, занимали хозяева — итальянцы. Только в 1931 году первое место взял немецкий экипаж Караччиола/Себастьян на компрессорном Mercedes-Benz SSK. Но уже на следующий год итальянцы вернули себе лидерство и удерживали его девять лет, пока в 1940-м немцы на своих BMW 328 заняли почти все призовые места. Впрочем, машины у них были «немного итальянские».

В те годы существовала еще более совершенная технология изготовления кузова, позволяющая добиться снижения веса. Ее автором являлся основатель итальянского кузовного ателье из Милана «Carrozzeria Touring» Карло Феличе Бьянки Андерлони. Суть этой технологии, названной словом «Superleggerra», в переводе означающим «сверхлегкая», заключалась в изготовлении каркаса кузова из тоненьких стальных трубочек, на которые потом ложились алюминиевые панели. Именно такие кузова в 1940 году миланское ателье установило на шасси пяти BMW 328 — трех родстеров и двух аэродинамических купе.

Мощность двигателей подняли до 135 «лошадок» за счет отсутствия воздушных фильтров, особой регулировки трех карбюраторов, специального распределительного валика и увеличенной степени сжатия. Эти автомобили заводская команда выставила на старт «Mille Miglia».

Поскольку гонки проходили по итальянской территории, то за руль одной из машин с кузовом купе посадили итальянского гонщика графа Джузеппе Лурани. На втором купе стартовал экипаж в составе Фритца Хушке фон Ханштайна и Вальтера Боймера. Три родстера вели экипажи Брудес/Резе, Брием/Рихтер и Венхер/Шольц.

Команда BMW с самого начала рассматривалась как потенциальный победитель гонки, даже несмотря на то что граф Лурани, на которого возлагалось столько надежд, сошел на одном из первых этапов соревнования. Лидером гонки стал экипаж Ханштайн/Боймер, с которым боролись итальянцы Фарина и Мамбелли на Alfa-Romeo, которые прилагали все усилия, чтобы добиться победы.

Но первыми на финише оказались Фритц фон Ханштайн и Вальтер Боймер. Кроме того, они показали среднюю скорость 166 км/ч — рекорд, который так и не был побит до 1957 года, когда гонку закрыли из соображений безопасности. На прямых же участках их купе BMW 328 уверенно держало скорость до 220 км/ч, что и позволило им прийти к финишу первыми.

Вторыми оказались Фарина и Мамбелли. Третье, пятое и шестое места заняли экипажи команды BMW. В итоге оказалось, что немцы одержали абсолютную победу в личном и командном зачетах. Но победа вышла пирровой: в мире уже год шла война, на «Mille Miglia» 1940 года не приехали ни англичане, ни французы — немцы соревновались с итальянцами, так что гонка потеряла международный статус. Потом вообще стало не до гонок.

После войны предприятие BMW оказалось расколотым на две части: штаб-квартиру в Мюнхене заняли союзники, а автомобильный завод в Айзенахе попал в советскую оккупационную зону. Также разошлись и участники той предвоенной «Mille Miglia». Хорошо спрятанную машину фон Ханштайна и Боймера отыскал один американский лейтенант, который переправил его в Америку и там выгодно продал. Другие автомобили остались в Айзенахе и довольно быстро рассеялись. Один родстер неведомыми путями очутился в Западной Германии, другой погиб, а еще один автомобиль (на котором выступал экипаж Венхер/Шольц) попал в руки представителей советской военной администрации Германии.

Потом этот BMW 328 всплыл в Москве. По улицам столицы на нем гонял летчик Алексей Микоян — один из сыновей видного политического деятеля Анастаса Микояна. В 1947 году владельцем машины стал автогонщик Алексей Подкутов, который в начале 70-х годов поменял ее на «Жигули». Такой бартер осуществил один из прибалтийских коллекционеров Гвидо Адамсон — настройщик органа Домского собора. Он провел косметический ремонт автомобиля, часто выступал на нем на многочисленных парадах автостарины и даже дважды — в 1990 и 1994 годах — принимал участие в исторической гонке «Mille Miglia». Сейчас авто можно увидеть в фирменном музее BMW в Мюнхене.