«Формула-1»: чудеса случаются

Все смешалось в доме тодтов-экклстоунов… Очередные изменения правил «Формулы-1» образца 2011 года, направленные на повышение зрелищности, о необходимости которой столь много говорят чиновники FIA, начали приносить свои плоды.

[mkref=2283]

Первые этапы «королевских гонок» превратились в столь сумбурное зрелище, что, кажется, даже сами гонщики с трудом понимали, что происходит и что с этим делать. Не далее как на гонке в Китае 17 апреля Дженсон Баттон по ошибке завернул на находящийся чуть ближе по курсу пит «Red Bull», Фернандо Алонсо в неположенном месте активизировал свой «керс», «дерс»… простите, DRS. В Малайзии Льюис Хэмилтон чрезмерное количество раз «перекрестил траекторию» и за этот гоночный маневр был наказан. И заметьте — во всех случаях речь идет о чемпионах мира! Что уж говорить о простых смертных типа нашего Виталия Петрова, который на первых трех гонках сезона держался весьма достойно, завоевал долгожданный подиум на стартовом этапе, на третьем приехал в очки, а вот в Малайзии совершил, по собственным же словам, «маленькую ошибку, которая стоила очень дорого». Петров очень неудачно промахнулся мимо трассы, что привело к поломке руля и очень жесткой аварии. И слава богу, что здоровье гонщика не пострадало… Одного Себастьяна Феттеля, похоже, никакая зараза не берет: он едет впереди и выигрывает — два первых этапа практически вне конкуренции. Разве что на гонке в Китае немного не повезло и ему — команда сделала неудачный выбор стратегии на гонку. Однако обо всем по порядку…

Итак, на первых гонках мы уже увидели результаты нововведений 2011 года — нельзя сказать, что кардинальных, но весьма ощутимых и отражающих тенденции последнего времени. Помимо борьбы за безопасность и зрелищность одновременно (да, оказывается, это возможно) упор делается на экономичность, экологичность и близость духу серийного производства.

В прежние времена спортивные и гоночные автомобили нарочито отличались от своих дорожных собратьев, был свой шик именно в этой непохожести, элитности, беге впереди своего времени или вообще вне его. F1 долгое время оставалась полигоном, где испытывались передовые и порой самые безумные технические идеи, по определению неприменимые в реальности. Ныне все по-другому. Сейчас и средний серийный автомобиль напичкан свежими решениями и электроникой, как самый современный «боинг», а элитный автоспорт, будь то «Формула-1» или WRC, начинает пристраиваться в арьергард мирового автопрома и двигаться с ним в одном направлении. Впрочем, исторически это верно — автоспорт появился именно как побочный продукт зарождающегося производства автомобилей. А сейчас, когда в распоряжении дизайнеров самые современные материалы и технологии, их как раз надо ограничивать на пути постройки космического корабля в рамках отдельного болида — как по стоимости и скорости, так и по степени удаленности от дорожной машины. Конечно, речь идет прежде всего об идеологической близости. Возможно, это противоречит романтическому ореолу «Формулы-1», созданному в 60-е — начале 70-х годов, но, наверное, таково требование нынешнего, более прагматичного времени, когда главное — грамотно создать и продавать продукт, смотрибельный посредством телетрансляций, и распределять заработанное с помощью Договора согласия. К слову, скоро произойдет подписание нового соглашения между командами и организаторами, и поговаривают, что конюшни опять не прочь увеличить свою долю. Так что, вероятно, новая битва и перераспределение полномочий не за горами…

Что касается правил, одно из самых острых — это инициатива FIA по внедрению рядного 4-цилиндрового турбодвигателя (вместо традиционного атмосферного V8) в 2013 году. А в этом сезоне командам приходится мучиться с KERS (система рекуперации кинетической энергии) по новой. Пока эта хлопотная и дорогостоящая разработка функционирует как надо далеко не у всех (в частности, это одна из главных проблем «Red Bull»). Еще одна громкая новинка — гибкий элемент заднего антикрыла, DRS, который появился, видимо, как послабление к запретам «гибких» аэродинамических элементов и двойных диффузоров. DRS можно включать только пилоту-преследователю, приблизившемуся к сопернику менее чем на секунду, и то лишь на определенном сегменте трассы. И KERS, и DRS призваны облегчать обгоны.

Нововведения добавили как зрелищности, так и хаоса. И выглядит все это не очень справедливо по отношению к тому, кого обгоняют. Да и достаточно искусственно… Зато чисто гонщицкий элемент поведения при единоборствах — менять траекторию больше одного раза — наоборот, окончательно попал под запрет. То есть, по сути, закон работает в пользу догоняющего.

И, наверное, главное новшество, которое в первых гонках играло фактически ключевую роль, — это новые шины «Pirelli». Учитывая тот факт, что тестов сейчас проводится немного, а шины по-разному ведут себя в зависимости от шасси и трассы, приспосабливаться приходится в боевых условиях. Командам, даже ведущим, не всегда удается подобрать оптимальную стратегию на гонку. Тем более что в каждом гоночном заезде нужно использовать как минимум два типа шин. Плюс, как показали первые этапы, теперь свежий комплект дает очевидное пре­имущество, а цена ошибки в выборе стратегии на гонку повышается в разы! Особенно это было заметно на Гран-при Китая…