Газ до отказа!

Любители мотоциклов и сотрудники ГИБДД — еще вчера они были по разные стороны баррикад, а сегодня они говорят: “Мы вместе за безопасность дорожного движения!” Под таким девизом в Красногорском районе в прошел мотопраздник. Слоган выбран неслучайно — тревожную статистику ДТП можно остановить только совместными усилиями.

Это мероприятие стало традиционным и проводится в Подмосковье уже в пятый раз. В текущем году праздник посвящен 75-летию образования службы ОРУД-ГАИ-ГИБДД и приурочен к открытию мотосезона 2011 года. Гостями праздника стали свыше 5 тысяч зрителей. На парковке выставочного комплекса разместились почти 400 мотоциклов и скутеров, а также спорткары и ретромобили. Мероприятие состоялось при участии заместителя начальника полиции — начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Московской области Сергея Сергеева и главы Красногорского муниципального района Бориса Рассказова.

Взрослые и дети, политики и музыканты — в этот день они собрались, у одной из самых крупных в Европе выставочных площадок «Крокус-экспо», чтобы изложить свой манифест дорожной безопасности. С напутствием к экстремалам обратилось руководство Московской области и ГИБДД Подмосковья. Политики и известные артисты перед началом праздника призвали мотоциклистов быть неравнодушными к тому, что происходит на дороге. По сложившейся традиции на празднике был дан официальный старт мотосезону. Глава полиции области тепло поприветствовал байкеров:

— Мы открываем очередной мотосезон и рассчитываем на то, что он пройдет без большого числа серьезных происшествий с участием мотоциклистов. За долгую зиму вы все отвыкли от дороги, сейчас предстоит восстанавливать навыки вождения. Пожалуйста, будьте аккуратнее, не нарушайте Правила дорожного движения, помните — от этого зависят ваши жизни. Вы и ваш железный конь — единое целое. Но помните, что из друга он может превратиться во врага, в случае если вы пренебрежете основами безопасного поведения на дороге.

Больше 20 лет русскому байкерскому движению. Начинали с борьбы за свободу нравов. Сегодня сражаются за безопасность подмосковных трасс. Праздник начался с парада мототехники. Бок о бок стояли инспекторы мотобатальона с байкерами из подмосковных клубов. Еще лет десять назад такого и представить себе было невозможно. Война шла буквально не на жизнь, а на смерть. А теперь…

— Есть один вопрос, по которому мы никак не можем договориться с ГИБДД уже много лет,— это чтобы нам разрешали двигаться мотоколонной,— поделился байкерскими проблемами Геша Ганс, представитель клуба «Ночные волки» из Твери.— Когда мы собираемся вместе и куда-то едем, это единственная разумная форма перемещения. Зачастую в колонне едут гости из других городов и даже стран, новички, они боятся потеряться. Сотрудники ГИБДД нарушают наш строй: мол, это незаконно, ребята же пытаются догнать своих — в итоге неразбериха, нарушение ПДД, падения…

А на площадке довольно урчит техника, свое мастерство вождения показали и сотрудники ГИБДД. В программе их выступления были сложнейшие элементы управления мотоциклом в колонне. Понятно, что любителям далеко и до мастерства инспекторов, и до их мощных «БМВ». Далее состоялись показательные выступления юных инспекторов, детских спортивных команд и представителей байкерского братства. На площадке — флаги Дубны, Серпухова, Химок, Красногорска… Парад водительского мастерства показал: победить опасные трассы можно. Однако ежегодно ДТП в России продолжают уносить жизни десятков тысяч людей. Цифры сопоставимы с размерами потерь в крупных военных конфликтах или с количеством жертв техногенных катастроф.

— Для нас, Московской области, актуальная проблема — уровень аварийности с участием молодежи, поэтому мы и постарались сегодня привлечь сюда наши подмосковные автомотоклубы,— рассказал начальник ГИБДД по МО Сергей Сергеев.— Ставим цель — улучшить работу с детьми и подростками. Все должны понимать, что являются участниками дорожного движения, и не быть безразличными к этой проблеме. Тенденция по сокращению ДТП с участием байкеров должна стать устойчивой для подмосковных трасс.

Статистика доказывает: весной желание сменить четыре колеса на два резко возрастает. Однако водители за зиму уже отвыкли от того, что их может по крайней левой полосе обогнать двухколесное чудо, превышающее по мощности их джип. Как черт из табакерки, за спиной может появиться скутер, а вот еще один «эквилибрист» лавирует между зеркалами в пробке…

— В области уже несколько лет реализуется программа, направленная на повышение безопасности дорожного движения. Но без изменения правосознания водителей, по вине которых происходит более 80 процентов аварий, решить вопрос аварийности не получится. И праздник в Красногорске — это еще одна возможность установить диалог между участниками дорожного движения, которые должны быть взаимовежливы и предупредительны по отношению друг к другу,— подчеркнул Сергеев.

По весне, когда мы все подзабыли летнее движение, случается наибольшее количество досадных и опасных дорожных происшествий между автомобилистами и мотоциклистами. Самые жуткие месяцы — традиционно апрель и май: эвакуаторы работают без остановки. Хорошо бы избежать хотя бы какой-нибудь части этих аварий — а ведь что машине царапина, мотоциклисту часто смерть или тяжелые увечья. Я уж не говорю про материальный ущерб: и машины, и мотоциклы от года к году не дешевеют. Может, все же хотя бы попробуем минимизировать свои и чужие потери?

Как вести себя с мотоциклистами? В общем и целом автомобилисту, чтобы избежать досадных происшествий и недоразумений с мотоциклами и мотоциклистами, нужно просто не делать ничего неожиданного. Особенно не поворачивать через встречку или разворачиваться через сплошную прямо перед носом мотоцикла — это наиболее распространенная причина смертельных аварий. Средний мотоцикл ездит динамичнее, чем большинство автомобилей. Однако при торможении он скользит, попав, например, на мокрую разметку, а потом бряк — и привет! К тому же выезжающие сейчас мотоциклисты еще неуклюжи, так как утраченные за зиму навыки вспоминаются не сразу.

Мотоциклисту приходится «читать» дорогу намного быстрее, поэтому автомобилисту нужно просто ничего не делать, а дать мотоциклисту совершить маневр. Очень опасная ситуация: поворот налево или разворот через встречку прямо перед носом у мотоцикла, едущего прямо. Автомобилисту в такой ситуации довольно трудно правильно оценить скорость приближения одной фары, а мотоциклисту избежать падения или столкновения просто невозможно. Налево — встречка, направо — попутные машины, торможение — уже не успеть, да и не переложить уже слева направо или наоборот. Травмы мотоциклиста в таких авариях обычно смертельны, а вина водителя авто однозначна.

Проблемы водителей обсудили на «круглом столе». И мотоциклисты, и автолюбители озвучили ряд инициатив по снижению аварийности. Так, байкеры предложили обеспечить раздачу информационных наклеек на заднее стекло автомобиля, напоминающих о необходимости пользоваться зеркалами заднего вида и информировать о своих маневрах других водителей включением поворотников. Автоклубы выразили готовность передавать информацию с видеофиксаторов о неадекватном поведении на дорогах и грубом нарушении Правил дорожного движения водителями.

А вообще, если отвлечься от штрафов, нарушений и аварий, то праздник получился на славу. Устав от мотошоу, гости перемещались фотографироваться с ретроавтомобилями, которые были выставлены перед входом в «Крокус-экспо». От них — подкрепиться кашей из полевой кухни. На детской площадке юные участники дорожного движения на специальных тренажерах смогли закрепить полученные знания по ПДД, принять участие в тематических конкурсах и викторинах. Потом и байкеров удалось уговорить покатать девушек и детей. Глядя, как виртуозно на одном колесе управляют скутерами мальчишки, становится немного завидно. А еще понятно, что эти ребята получают свою дозу адреналина на спортивной площадке — им незачем искать другого, «дурного» кайфа. Представители мотоклубов настаивают: чем больше подростков будет вовлечено в движение, тем больше пойдет оздоровление нации.