Убить автопром

Мы всей страной мечтаем о вступлении в ВТО. Зачем нам это надо, мы не очень понимаем, но, судя по всему, чрезвычайно этого хотим. В связи с этим нашим неукротимым стремлением мир приглядывает за нами, анализируя события и время от времени вскидывая брови в изумлении от наших поступков.

Особенно удалась затея с промсборкой (постановление Правительства РФ № 166 от 29 марта 2005 г. ). Умение менять правила по ходу игры нас отличало и раньше. Но выкручивание рук немногим лояльным партнерам в мире поняли не все. Зато мы явили навык стратегического планирования и умения прозорливо заглядывать в будущее. Ведь как ловко мы поначалу предложили загранице на необременительных условиях затеять по заводику! Иностранцы стали строить предприятия разной степени локализации и технологичности в диапазоне от “Автофрамоса”, собирающего Renault наполовину из русских деталей, и заканчивая “Граб-АЗом”, где накачивают шины для Citroёn, Peugeot и Mitsubishi.

И вот мы решили, что правила пора поменять, и постановили иностранцам увеличить выпуск до 300 000 машин в год, локализоваться до 60%, попутно начать сборку двигателей и КП и открыть по научно-техническому центру. Нам показалось, что тем самым мы подтолкнули заграницу к более честной работе.

Но иностранцы прекрасно понимают, что производить товар просто на склад, чтобы выкатить на площадку выполнение плана, отчитаться перед чужим правительством затраченным капиталом, доверить кривым рукам русского пролетариата сборку моторов и нанять наших неудачливых инженеров для придумывания новых иномарок — как минимум невыгодно, а как максимум недопустимо, поскольку убытки гарантированы наравне с потерей качества, а затем неизбежна и потеря репутации.

У воспитанных людей не принято озвучивать невежливые мысли. Иностранцы, несмотря на выкрученные руки и зажатость в углу, изобразили громадную заинтересованность и пошли на переговоры с русскими. Опаснее всего поступил “Volkswagen”, якобы согласившийся похоронить репутацию силами горьковчан, никогда в жизни не умевших делать автомобили хотя бы с намеком на качество. Альянс “Ford” с “Sollers” менее рискованный, но сопоставимо утопический. Странная затея FIAT в чистом поле построить завод — из этой же серии.

На самом деле иностранцы ничего не будут делать. Им не нужны ни производства в 300 000 авто в год, ни сборка двигателей, ни научно-технические центры. Их задача — тянуть время до вступления России в ВТО, в связи с которым мы обречены на ежегодное снижение ввозных пошлин. Следовательно, года через три-четыре иностранцам станет опять выгоднее ввозить к нам машины, чем производить их у нас. То есть своим постановлением о новой промсборке мы просто убили существующие иностранные заводы. Так они хоть что-то делали для нас, а в перспективе просто смогут закрыться и ничего не делать.

В чем стратегия? В том, что теперь все крупнейшие автопроизводители мира становятся нашими союзниками и чрезвычайно заинтересованы в скорейшем вступлении России в ВТО. Мы туда лезли в одиночку, теперь же за нас весь автомобильный мир. А это очень серьезная сила.