Встречный вопрос

Москва — город хлебный. А для нечистоплотных придорожных милиционеров и вообще сущий рай. Причем рукотворный. Заинтересованным лицам в погонах достаточно чуть не так установить или снять дорожный знак, а то и откровенно неправильно его применить; изменить режим работы светофора, и пожалуйста — ловушка для автомобилиста готова.

И потом всю оставшуюся до пенсии или тюрьмы жизнь стой на облюбованном пятачке и стриги купоны — и на свой карман хватит, и для выполнения плана по нарушителям останется.

В чем на собственном опыте убедился житель подмосковной Балашихи Владимир Ч. Одним из февральских вечеров этого года на улице Грекова, там, где дорога из четырехполосной превращается в двухполосную (у дома № 4), он объехал по встречной стоявшие у остановки автомобиль и автобус. А в конце улицы был остановлен инспектором 3-й роты полка ДПС ГИБДД УВД СВАО лейтенантом М. Добрыниным. И обвинен в выезде на встречку. По словам служивого, обгон на этой улице запрещен, о чем свидетельствует разметка — одинарная сплошная. Да вот беда — там, где Владимир начинал маневр, эта линия отсутствовала напрочь, появляясь лишь в конце его маневра — у дома № 2! При этом начало маневра инспектор в темноте, да еще и загороженный автобусом, видеть физически не мог. Но это бравого гаишника не смутило, и он, чтобы подтвердить свои обвинения, изменил и в протоколе, и в схеме место нарушения, перенеся его на добрую сотню метров — аккурат туда, где разметка имела место быть.

ГАИ в свете ФАР

И тут стоит повторить, что подобные ловушки расставлены столичными блюстителями дорожного порядка весьма плотно. Но если прежнее руководство УГИБДД ГУВД Москвы смотрело на подобные шалости подчиненных сквозь пальцы, то нынешнее весьма заинтересовалось проблемой. Не по собственной, понятное дело, воле, но тем не менее. После того как московское представительство Федерации автовладельцев России (ФАР) представило полковнику Ильину список из 47 самых беспардонных капканов, начальник московской ГАИ снял большинство из них, изменив где работу светофоров, где разметку, где знаки, где организацию движения. ФАР, конечно, спасибо, а вот полковнику следует, наверное, наносить не точечные удары по подсказке, а коренным образом изменить принципы службы подчиненных. Заставить их, наконец, не вылавливать без вины виноватых, а организовать и регулировать движение так, чтобы не возникало не то что двусмысленных ситуаций, но даже намека на них.

Ведь сегодня обвиненному в любом прегрешении (а особенно в выезде на встречку) водителю в суде свою невиновность не доказать нипочем. Отечественная Фемида в делах дорожных напрочь не разбирается и слепо (может, уже пора повязочку-то снять?) доверяется инспекторскому произволу, то есть, я хотел сказать, протоколу. И история Владимира Ч. очередное тому подтверждение.

На нет и суда нет

Мировой судья судебного участка № 6 Балашихинского судебного района Московской области Т. Гарнизова признала его виновным и лишила прав на четыре месяца. И это несмотря на то, что “обвиняемый” представил на слушаниях акт обследования ГУ “Московская городская служба дорожной экспертизы и надзора”, в котором черным по белому сказано, что “по результатам натурного обследования… установлено, что осевая линия дорожной разметки на участке дороги напротив д. 4 участками разрушена”, а “на протяжении 77,3 метра (аккурат там, где водитель начал объезд, перед остановкой. — Ред. ) линия отсутствует”. Не учел суд и пояснение специалиста, доцента кафедры “Организация и безопасность дорожного движения” МАДИ Олега Майбороды, который, исходя из приведенного выше заключения дорожников, сделал на основании сложных расчетов вывод, что “маневр по перестроению на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, был выполнен на участке, где разметка отсутствовала”. Не убедили Фемиду и фотоматериалы, на которых отчетливо видно, что разметки не видно.

Но наука и специалисты людям в судейских мантиях у нас, что называется, до лампочки. И действительно, к чему слушать этих высоколобых, если вина в совершении правонарушения подтверждается аж целым гаишным лейтенантом, точнее, составленными им схемой и протоколом. И не беда при этом, что сам лейтенант в суд не явился (хотя вызывался дважды) и запрашиваемую судом дислокацию дорожных знаков и разметки не предоставил. Понятно, недосуг — был занят отловом очередных бедолаг на милом сердцу участке на ул. Грекова.

Смена караула

В том, что на улице Грекова в режиме non-stop работает хорошо организованная и специально оборудованная гаишная “засада”, сомневаться не приходится. Внимательный читатель, наверное, заметил, что дело о московском правонарушении отчего-то рассматривал областной суд по месту жительства ответчика. Объяснимся. Сюда оно попало практически вопреки желанию Владимира! Его на это битый час чуть ли не со слезами на глазах уговаривали в судебном участке мирового судьи № 386 района Северное Медведково СВАО города Москвы, к которому по территориальности и относится ул. Грекова. Здесь, очевидно, просто устали штамповать “липу” лейтенанта Добрынина и Ко. Достаточно сказать, что лишь за первый квартал этого года именно за выезд на встречку у домов № 2, 3, 4 по этой улице вступило в силу 5 дел. Столько же было переквалифицировано на “объезд препятствия”, причем по одному из дел свидетель в суде заявлял, что хотя водитель и выехал на “встречку”, но разметка при этом видна не была. И еще несколько дел обжалуются. А уж скольких водителей отправили, как нашего героя, судиться по месту жительства — можно только догадываться.

…О том, что на улице Грекова, как и на сотнях других улочках-переулочках, когда-то существовала и должна находиться разметка, знают только лейтенанты добрынины. Знают они и о том, что, согласно ГОСТам, “на участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно читаема (снег, грязь и т. п. ) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по назначению знаки”. И все — коллизия решена. Правда, тогда пострадают инспекторский карман и план по протоколу. А добрыниным это надо? А вам, полковник Ильин?