Последний звонок

Нет такого нарушения законов страны, на которое бы не пошли отечественные чиновники, если оно сулит немалые барыши. И ожидающие своего часа поправки в Закон РФ “О безопасности дорожного движения”, касающиеся будущего российских автошкол, — характерный тому пример.

“МК” уже не раз писал о том, как чиновники ДОБДД МВД РФ пытаются погреть руки на поголовном оснащении всех российских автошкол дорогущими автодромами (минимум 15 млн. рублей штука), приборами тестирования психофизиологических качеств курсантов (80 000 рублей прибор, однако для выполнения действующей сейчас программы их необходимо иметь в количестве, равном количеству обучающихся в классе, чтобы уложиться в 2 часа, отведенных для этой процедуры) и камерами видеонаблюдения, устанавливаемыми по всему периметру всех учебных автомобилей (60 000–100 000 рублей комплект).

Но дело даже не в том, что все эти навороты автошколы должны будут покупать у определенных аккредитованных гаишниками производителей (каков там у нас минимальный процент отката за подобные услуги?). И не в том, что после подобной “модернизации” цена обучения станет не по карману большинству граждан страны. Беда в другом — большинство автошкол в стране вообще прекратят свое существование. Причем в крупных мегаполисах в первую очередь. Достаточно сказать, что столичные власти уже категорически отказали заинтересованным лицам в выделении участков под автодромы, поскольку подобные сооружения не предусмотрены генпланом развития города.

Однако первая попытка гаишников своими силами ликвидировать существующую в стране систему подготовки водителей, ничего, по сути, не предложив взамен, провалилась. На защиту интересов граждан встали и ФАС, и Минюст. Но служивые не отступились, придумав поистине иезуитскую схему защиты своих коммерческих интересов. И теперь продавливают их через Госдуму РФ силами председателя Комитета по транспорту депутата г-на Шишкарева, печально известного в том числе и законопроектом “Об обязательном техосмотре”, лоббирующим интересы автобизнеса и раскритикованным еще год назад президентом страны. Сергей Шишкарев пытается изменить Закон РФ “О безопасности дорожного движения” таким образом, чтобы “добро” на строительство автодромов дало сразу правительство страны. То есть, согласно законопроекту, именно правительство должно будет устанавливать порядок сдачи квалификационных экзаменов. Однако ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” не дает ему полномочий по разработке и утверждению методик оценки знаний, умений, навыков в какой-либо области деятельности. Это должны делать соответствующие ведомства. В нашем случае — Минобрнауки, МВД, Минтранс с, грубо говоря, согласия Минюста. Но их-то лоббисты антинародного законопроекта и хотят удалить с правового поля.

Дальше — больше. Предположим, первая незаконная поправка в суматохе более важных депутатских дел принимается и правительство уже своим постановлением обязывает принимать экзамены на автодромах. Чистой воды госуслуга. А значит, и средства на ее реализацию (строительство пресловутых автодромов) должны выделяться из бюджета. Однако авторы поправок в своем финансово-экономическом обосновании указывают, что их принятие не предполагает дополнительных расходов средств федерального бюджета! Что, автодромы материализуются из воздуха по мановению волшебной депутатской палочки? Конечно, нет — их построят негосударственные автошколы за свой счет и будут бесплатно давать пользоваться уполномоченной на прием экзаменов государственной службе. Вопрос: зачем это нужно автошколам? Никакого разумного объяснения из предлагаемых поправок не усматривается, поскольку автошкола будет иметь одни убытки, за исключением случая, когда при этом возникают коррупционные связи, гарантирующие сдачу квалификационного экзамена. И эту коррупционную схему предлагается “узаконить” в буквальном смысле путем введения в закон положения о том, что “автошколы допускаются к участию в приеме квалификационных экзаменов при условии их аккредитации”. Хотя и действующий Закон РФ “Об образовании”, и постановление правительства № 522 от 14.07.2008 под названием “Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций” в отношении автошкол ее прямо не допускают. Если же депутаты предполагают не государственную, а так называемую ведомственную аккредитацию, то она будет фактически означать установление неких дополнительных требований. То есть по сути будет очередным административным и весьма коррупционным барьером. Не аккредитуешься (то есть не построишь автодром, не закупишь необходимое количество машин, которыми мы бесплатно будем пользоваться, и другое оборудование), твои курсанты вряд ли получат права.

Короче говоря, если эти поправки пройдут (а их депутаты собираются рассмотреть уже в начале июня), то в лучшем случае мы получим немыслимо высокие цены на обучение вождению и огромные очереди в аккредитованные автошколы. То есть будет запущен коррупционный механизм разрушения системы подготовки водителей в силу чрезвычайно высокой финансово-коррупционной нагрузки на автошколы, а также за счет прихода в эту сферу бизнесменов, заинтересованных исключительно в извлечении прибыли. При том что автошколы по статусу — некоммерческие образовательные учреждения. И останется только одна надежда — на “Твиттер” президента. В противном случае для всей существующей системы подготовки водителей прозвенит последний звонок.