Угоны в мире и в России

Первый угон в истории существования автомобиля случился в 1896 году, когда из гаража французского аристократа исчез автомобиль марки Peugeot. В том же году в России пропал единственный экземпляр первой русской «самобеглой повозки», которая была продемонстрирована императору Николаю II в качестве чуда технической мысли.

Масштабы впечатляют: каждые 10 секунд чей-то автомобиль становится добычей угонщиков, а доход криминального бизнеса от продаж ворованных авто оценивается в $21 млрд в год. Сегодня угоны - это проблема планетарного масштаба, которое, как и любое явление общественной жизни, имеет свои национальные особенности в каждой стране. Как и что угоняют в России, США, Европе и Австралии – об этом в нашей статье.

Угнать по-русски
По данным Департамента уголовного розыска МВД, в 2010 году в России было угнано 48 910 автомобилей, что на 48% больше, чем годом ранее.  Первые пять мест в российском угонном рейтинге занимают следующие модели автомобилей:
1.     ВАЗ-2106
2.     ВАЗ-2114
3.     Lada Priora 
4.     Mitsubishi Lаnсеr
5.     Toyota Corolla  
 
Причиной большого количества угонов авто отечественного производства является вовсе не патриотизм угонщиков. Как правило, машины российских брендов не оснащены никаким дополнительным противоугонным оборудованием, и зачастую их угоняют с помощью ломика и отвертки безработные граждане и хулиганы, решившие весело провести время. Японские же иномарки становятся добычей более продвинутых в технологическом плане угонщиков, использующих различные электронные устройства для считывания кода штатной сигнализации. 
 
Статистика угонов создает впечатление, что в зоне риска - исключительно автомобили эконом-класса. Но это не так: большое количество хищений бюджетных авто в первую очередь связано с их более чем 80% преобладанием в российском автопарке. Их легче угнать и впоследствии реализовать как полностью, так и по запчастям. На самом же деле вероятность угона гораздо выше у более дорогих и эксклюзивных машин. С ними «работают» криминальные специалисты высокого класса, которые хорошо разбираются в электронике. Так, главной тенденцией 2010 года стало резкое увеличение – более чем в 2 раза – покушений на элитные немецкие кроссоверы BMW X5 и X6, чья штатная противоугонная защита ранее считалась надежной.
 
По данным Федерального мониторингового центра «Аркан», куда поступает информация от нескольких тысяч охраняемых автомобилей, до 80% угонов дорогостоящих иномарок в России связано с использованием высокотехнологичного оборудования для глушения GSM-канала и сканирования штатной сигнализации. Глушение канала сотовой связи, по которому передается информация в диспетчерский центр, дает возможность злоумышленникам скрыть от оператора последующие манипуляции с автомобилем. Изучив особенности поведения современных российских угонщиков и проанализировав их технические приемы, компания «Аркан» разработала систему безопасности, в которой реализован принцип передачи информации сразу по двум каналам связи – традиционному GSM и высокозащищенному радиоканалу, устойчивому к помехам и глушению. В 2010 году 98,9% попыток угонов автомобилей, оснащенных спутниковыми системами безопасности «Аркан», было успешно предотвращено, что является лучшим показателем надежности на российском рынке. 
 
Угнать по-американски
По данным ФБР, каждый год в США угоняется от 800 тыс. до 1 млн транспортных средств общей стоимостью 8 миллиардов долларов. Это означает, что каждые 30 секунд один из американцев лишается своего авто. Чаще всего угоны регистрируются на территории южных штатов США – Калифорнии, Техаса и Флориды.
Как сообщает LoJack.com, в 2010 году наибольшей популярностью у угонщиков пользовались:
1.     Honda Accord
2.     Honda Civic
3.     Toyota Camry
4.     Acura Integra
5.     Cadillac Escalade
 
Новенькому BMW американские угонщики предпочтут старенькую Honda, отмечают эксперты LoJack. Причиной огромного количества угонов японских авто является практически полное отсутствие у них какой-либо надежной противоугонной защиты. Низкий уровень защиты от угона наблюдается и у Cadillac Escalade, который вот уже несколько лет является одной из самых угоняемых маркой в США.
 
Угнать по-австралийски
В начале 2000-х Австралия занимала второе место в мире по количеству угонов автотранспорта. Чтобы раз и навсегда решить эту острую для страны проблему, была разработана противоугонная система Data Dot, суть которой – в нанесении специальной маркировки на различные агрегаты и узлы автомобиля. Благодаря ее внедрению количество угонов на острове за 3 года сократилось в 10 раз. Однако пока праздновать окончательную победу над угонами рано, так как их количество превышает 100 000 в год.  
 
Согласно данным автомобильного портала TopGear, в прошлом году в Австралии чаще всего угоняли:
1.     Hyundai Excel
2.     Toyota RAV4
3.     Holden Commodore  
4.     Falcon Forte
 
Австралия – это страна, где ценят и любят японские машины. Но у «японцев», увы, при всех их достоинствах одна из худших систем защиты от угона, что в очередной раз подтверждается данными, представленными TopGear. Также у патриотичных австралийских угонщиков пользуется большим спросом продукция местного автопрома, малоизвестная за пределами острова.
 
Угнать по-английски
По ту сторону океана предпочтения угонщиков диаметрально отличаются от предпочтений их американских и австралийских коллег. Английские похитители «железных коней» определенно имеют хороший вкус. Их привлекают элегантные и респектабельные авто с «породистой» внешностью.
Первая пятерка угонного рейтинга на Туманном Альбионе выглядит так:
1.     BMW X5
2.     Range Rover
3.     BMW M3
4.     Audi RS4
5.     Audi TT
 
Если в других странах угоняют в основном автомобили эконом-класса, то в Великобритании – дорогие и эксклюзивные авто, оснащенные штатной сигнализацией. Так, некоторое время назад противоугонная защита автомобилей BMW считалась одной из самых надежных. Однако вскоре были разработаны устройства специально для отключения штатной сигнализации именно этих авто, после чего, начиная с прошлого года, наблюдается резкий всплеск угонов BMW.
 
Угнать по-итальянски
Итальянцы больше всего на свете любят все итальянское. Не удивительно, что угонщики в этой стране предпочитают исключительно продукцию местных производителей. В основном краденые авто разбираются на запчасти и перепродаются.
 
Пять самых угоняемых автомобилей в Италии:
1.     Fiat Panda
2.     Fiat Punto
3.     Fiat Uno
4.     Fiat Cinquecento
5.     Lancia Y
 
Особенностью угонов по-итальянски является и большое количество краж мопедов и мотоциклов, незаменимых для проезда по узким улочкам итальянских городов. Каждый год в Италии угоняется до 40 000 этих двухколесных транспортных средств.
 
Угнать по-французски
Каждый год во Франции угоняют до 200 тысяч легковых автомобилей, более половины из них возвращается своим владельцам.
В ТОП-5 французского рейтинга угонов входят:
1.     Renault Twingo
2.     Smart
3.     Ford Fiesta
4.     Peugeot 306
5.     Volkswagen Touareg
 
Гурманы-французы оказались не слишком разборчивыми: так, в угонном рейтинге «городской малыш» Smart соседствует с брутальным внедорожником Volkswagen Touareg. Для борьбы с участившимися случаями угонов во Франции ведутся разработки системы наблюдения за передвижениями автомобилей. С ее помощью можно будет считывать номерные знаки проезжающих по дорогам машин и оперативно передавать эту информацию в полицию, таможню, жандармерию и информационный центр Шенгенского пространства. Таким образом, можно будет в режиме реального времени отслеживать те авто, которые находятся в угоне.
 
На основе угонных рейтингов различных стран можно сделать вывод, что львиная часть краж автотранспорта приходится на небольшие городские автомобили эконом-класса. Основная причина – отсутствие надежной противоугонной защиты, из-за чего эти машины очень легко становится добычей угонщиков. Однако у дорогих авто вероятность угона значительно выше, чем у более многочисленных бюджетных машин.
 
Согласно статистике, количество угонов в России в несколько раз меньше, чем в других странах. Связано это с тем, что тотальная автомобилизация нашей страны только начинается: так, по данным ООН, на тысячу населения в России приходится всего 156 транспортных средств, тогда как в европейских государствах - от 400 и выше. В США эта цифра достигает почти 800 транспортных средств. Основное же отличие нашей страны от других состоит в большом проценте «интеллектуальных» угонов. Поэтому именно в России сегодня разрабатываются самые технологичные системы для противодействия угонам автотранспорта.