Высоту не взяли, но прыгаем уверенно

Что ж сказать, как мы ни старались, новую высоту не взяли. За первые полгода в 2011 у нас продано 1 235 442 автомобиля. Это на 56% больше, чем в прошлом году, но на 350 тысяч машин меньше, чем за тот же период 2008-го.

Впрочем, тут тоже есть повод для гордости. Во-первых, то, что казалось случайностью тогда, сегодня выглядит вполне нормально. Мы уверенно догоняем Германию, так что, если в ближайшие год-два никаких потрясений не случится, Россия станет-таки самой большой автомобильной площадкой в Европе.

С одной стороны это очень хорошо – когда дельцам выгодно делать деньги, они из кожи вон вылезут, но предложат лучшие условия. От этого, в конце концов, зависит их прибыль. С другой – плохо. Если мы так растем даже при нынешней (отнюдь не самой демократичной) ценовой политике ряда автомобильных компаний, цены нам точно не снизят. Но у отечественного рынка еще есть шанс. По оценке ряда экспертов, во второй половине игроки столкнутся если не со стагнацией, то с заметным снижением динамики. Причина – окончание срока действия «искусственных стимуляторов спроса». И это скорее факт, чем предположение. Во-первых, из десяти самых востребованных машин девять производятся в России. Это пять моделей «АВТОВАЗа», Renault Logan, Hyundai Solaris, Ford Focus, Daewoo Nexia и KIA Rio. И почти на все эти машины распространялась федеральная программа по утилизации. Притом, они обеспечили 37,5% спроса, то есть – больше трети продаж. И таких «простимулированных» авто в топ-25 найдется еще с полдюжины. В общем, время покажет.

Что же касается командного зачета, то здесь тоже, в общем-то, обошлось без неожиданностей. На первом месте с огромным отрывом – родной «АВТОВАЗ», продавший 291,5 тысяч машин. На втором – «Chevrolet», перешагнувший отметку в 80 тысяч авто. «Renault», «Hyundai» и KIA, как и планировалось, идут ноздря в ноздрю. Разница между ними – 1,5 автомобилей. Однако к концу года производители, очевидно, подойдут с разным настроением. Если «Hyundai» свой потенциал подрастратил, у французов в запасе еще есть Duster, а KIA грозится к концу отчетного периода наладить в Питере производство локальной версии Rio. Хотя финальным отчетам новинки, думается, помогут не сильно.

Характерно другое: на шестое место вырвался «Nissan», едва не взявший планку в 60 000 машин. А вслед за ним с вполне комфортным отрывом (1759 машин) прицепилась «Toyota», возвращение которой в топ-10 марок вообще кажется нонсенсом – в кризис продажи марки просели на 64%, притом весь прошлый год дилеры жили в основном за счет полноприводных моделей. А тут за шесть месяцев более чем двукратный рост показали сразу две модели, включая одну из главных неудачниц двух предыдущих сезонов – Corolla (в 2008 году было продано почти 64 000 экземпляров, а в 2009-м и 2010-м – по 16 тысяч в год).

На восьмом месте – чуть притормозивший «Ford», который весь прошлый год боролся за гибкость производства, а в этом затеял смену «главного калибра». Впрочем, марка, похоже, отказывается от ставки на одну и ту же лошадь. Новый Focus уже продается, но он уже не так дешев, как предшественник, так что биться с конкурентами отныне модели компании, похоже, будут скопом.
VW продал все Polo Sedan на год вперед, и на этом, судя по всему, успокоился. Так что девятое место – результат вполне логичный. При этом некогда очень востребованный Passat теперь играет на «премиальной поляне», так что кроме увеличения объемов производства упомянутого «лоукоста» производитель дилерам, по сути, ничем помочь не в силах.

А замыкает десятку «Daewoo», однако удивляться тут нечему: марка еще в 2010-м показала 45% рост, причем, не участвуя в программе утилизации. Теперь же добавила еще 40%. Тут ей, видимо, подсобили клиенты, «сбросившие» купленные ранее китайские машины.
Продажи «китайцев», кстати, тоже растут, правда, в основном это касается машин российского производства. «Lifan» и «Vortex» – единственная пара производителей, которые показали в России более чем 200-процентный рост (234% и 292% соответственно). Однако в общей массе они пока практически незаметны – 13 737 машин на двоих. «Chery» и вовсе просела на 53%.

Также среди неудачников оказались ТагАЗ, «Dodge» и «Chrysler», «американцы» вовсе спустились на последние строчки рейтинга. Однако самое удивительное – 5-процентное падение «Honda». Хочется верить, что причина снова в ограниченных квотах. И это меньшая из возможных бед. Боюсь, что японская марка постепенно начинает пожинать плоды своего безалаберного ценообразования. Йена, конечно, растет, но соотечественники с ситуацией худо-бедно справляются (та же «Mitsubishi» подняла продажи на 135% и взяла 12-е место в командном зачете). Тут даже просвета не видно.