Вдоль по грязной реке

Автопроизводители бьются за экологию, уменьшая количество вредных выбросов и переходя на альтернативную тягу. А в общем-то, пора подумать и о другом – как совместить автомобиль и подводную лодку. В Москве подобный симбиоз становится все более и более актуальным.

Не секрет, что дороги у нас строят из рук вон плохо. Но кроме неровностей, в которых запросто потеряет подвеску и КАМАЗ, колеи, вызванной, конечно, фурами и шипами, а не плохим асфальтом, есть и другая проблема - ливневая канализация. Вернее ее отсутствие. Мало-мальски сильный дождь превращает дороги в стремительные реки, где слабый пловец быстренько идет ко дну. Причем подобная ситуация складывается не в отдаленных районах и отдельно взятых местах, а прямо-таки повсеместно.

Недавний ливень, обрушившийся на столицу, превратил Ленинградское шоссе в «дублер» канала имени Москвы. Спускаться с путепроводов вниз было просто страшно. А прибавьте к этому вечную пробку на этой городской артерии, пятничный вечер, желающих покинуть столицу дачников – коллапс наступил весьма быстро. Но как оказалось 20-30 сантиметров водного покрова вовсе не предел. В этот же день на Крутицкой набережной два человека в прямом смысле слова чуть было не «открыли навигацию» прямо в салоне авто. Бурный водный поток залил машину по лобовое стекло и начал стаскивать в реку, спасли очевидцы – как лодку, отбуксировавшие иномарку к «берегу», туда, где помельче.

Стоит сказать, что подобные катаклизмы уже стали привычны москвичам. Начинается все с таяния снега, продолжается весенними грозами и летними ливнями. Но как же тогда было раньше? Буквально 15 лет назад подобные потопы были редкостью, отмечавшейся в определенных точках города. А теперь... По мнению властей, виной всему изменения климата. Столицу захлестнули тропические ливни, вываливающие на головы жителей месячные нормы осадков. Кроме того, виноваты и сами москвичи, заваливающие несчастные ливневые колодцы мусором и окурками. Ну и стремительная застройка дает о себе знать – меньше газонов и скверов, меньше почвы, способной впитать влагу.

Вот только, если с последним утверждением спорить не стоит – сей факт имеет место быть. То с двумя первым – очень даже запросто. Природные аномалии, конечно, место быть имеют, но связаны скорее с температурным режимом, чем с осадками. Конечно, сильный ливень способен создать огромное количество луж, но превратить шоссе в судоходную реку? Просто «ливнека» в столице практически не работает. Связано это и с ее несвоевременной прочисткой, и просто «старостью» – не секрет, что в целом система построена и спроектирована еще полвека тому назад. Но и ее можно поддерживать в работоспособном состоянии. Причем компаний, даже коммерческих, оказывающих такие услуги, много. Вот только стоит промывка стоков неоправданно дорого. А следовательно, денег на такие процедуры просто нет.

Хотя основная проблема столичной «ливневки» даже не в этом. В «нулевых» дорожники с молчаливого согласия властей просто закатали ее в асфальт. Ведь им гораздо проще и дешевле пройтись по решетке катком, чем восстанавливать колодец, затем аккуратно выравнивать полотно и снова ставить ее на место. В итоге вместо положенных по плану, например, 10 колодцев остается всего 2, которые, понятное дело, чисто физически не способны справиться со сколь бы ни было сильным потоком воды.

И потопы не заставили себя ждать. Юрий Лужков еще в 2006-м бил себя в грудь, распинал городское правительство за недальновидность и обещал все восстановить в кратчайшие сроки. Правда, всего через полгода признал, что погорячился, так как поиск одного (!) закатанного асфальтом колодца, его восстановление и прочистка тогда обходились городу в несколько сотен тысяч рублей. Астрономические деньги, даже для Москвы. Мы намеренно не станем влезать в вопросы юриспруденции и азы составления деловых бумаг, регулировавшие отношения заказчиков и исполнителей тех работ, тем более, что эти документы если еще и существуют, то хранятся под семью замками, но по информации из неофициальных источников, суммы были именно такими. И вряд ли официальная стоимость этих работ за последние пять-шесть лет хоть сколько-нибудь снизилась. Скорее, наоборот: ЖКХ в России всегда было наиболее быстрым способом озолотиться. Что до нас? Мы, судя по всему, будем плавать и впредь.