79798

Горючка с душком

Страсти по бензину продолжают разгораться
Всевозможные околотопливные коллизии – традиционный для нашей страны «спорт». Дело в том, что у нас, по большому счету, кроме нефти никаких средств к существованию, собственно, и нет.
Изображение Горючка с душком

Очередное «полено» в незатухающий костер всеобщего недовольства нефтяников подкинул, намедни президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. Дело в том, что премьер-министр Путин в очередной раз строго погрозил пальчикам теплой компании, присосавшейся к нефтяным полям России. Мол, тупо перекачиваете сырую нефть на запад, неуклонно задираете все выше и выше цену бензина внутри страны: не слишком ли хорошо устроились?
Будучи главной «говорящей головой» нефтяного лобби, Шмаль разразился чем-то вроде открытого письма в «Российскую газету». Заметно, что создание этого чудного документа далось авторам не просто. С одной стороны, нельзя спорить с «Самим» и не признать за теплой компанией сытых нефтяных котов «отдельных недостатков». А с другой, требовалось срочно и при том элегантно «перевести стрелки» этого властного «наезда» куда-нибудь еще. Откровенно говоря, уже одни только «отдельные недостатки», обнародованные Шмалем убивают на повал. Оказывается, при выходе со среднестатистического НПЗ бензин стоит не более 10 рублей за литр. А на заправке, как известно – под 30… При этом нефтяная «говорящая голова» великодушно согласилась продавать его нам всего лишь по 15 целковых. Спасибо тебе, барин!
Человеколюбивый писатель открытых писем, оказывается, даже подсчитал, что «средняя российская семья из четырех человек вынуждена сейчас тратить только на бензин примерно 10% своего годового бюджета. Это очень много. На Западе семья тратит не более 1-2%. И тут же этому ужасу находится совершенно объективное объяснение. По словам нефтяника, мы банально не умеем толком перерабатывать нефть: те же американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, а мы только 140. А почему? Да потому, что нефтеперерабатывающие заводы у нас, оказывается, работают по устаревшим технологиям. Ведь чтобы заменить лишь одну установку каталитического крекинга на современную, компания должна потратить целых $500 миллионов! Бешенные бабки, не правда ли? И у бедных наших нефтяных компаний средств на это совершенно недостаточно, считает Шмаль. Совершенно! Ведь прибыль всей нефтяной промышленности нашей страны в последние годы составляет каких-то $25-30 миллиардов в год. Это даже меньше чем зарабатывает одна «Exxon Mobil». Все, занавес, зрители утирают скупые слезы жалости к нефтяной промышленности великой страны…
Но эта драма немедленно превратится в сатирический этюд, если вспомнить цифры, озвученные на днях Владимиром Путиным. Оказывается, в прошлом году основные компании нашей нефтяной отрасли выплатили $8 (восемь!) миллиардов только в качестве дивидендов своим акционерам! Не меньше трети прибыли! И это притом, что на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей в 2008-2010 требовалось лишь 2 (два!) миллиарда. А товарищ Шмаль рассказывает теперь нам какие-то «байки из склепа» про якобы объективные трудности нефтепереработки…