Мопедам пригрозили правами

Даже людей гибнет меньше, правда, говорим мы все равно о населении небольшого городка. Переломить эту проблему пытаются уже не год и не два. Вот только дальше сухих данных статистики, победы законодателей и гаишников обычно не уходят.

Также выбегают на дорогу пешеходы, стремясь на зачастую последний в жизни автобус. Также превышают скорость и гоняют по «встречке». Но с развитием автопарка страны добавилась и еще одна проблема – владельцы маломощных скутеров, или, как их «нежно» зовут мотоциклисты – тырчководы.

Проблема эта не нова и способов ее решения уже пытались найти массу – то госномера на скутеры повесить, то заставить тырчководов повально учить ПДД. Но все тщетно. Ни количество, ни качество подготовки выезжающих на дорогу контролю со стороны властей так и не поддается. Причем, с появлением на рынке дешевой китайской техники и, как следствие, активным наполнением вторичного рынка, ситуация лишь усугубилась. В частности, подмосковная ГИБДД подсчитала, что за прошедшие полгода количество ДТП с участием скутеров выросло на 6,5 процентов. Притом смертность по сравнению с прошлым годом увеличилась на 27 процентов.

Впрочем, к этому мы шли целенаправленно и планомерно. Для управления скутером или мопедом (объемом двигателя до 50 см3) по-прежнему не требуются водительское удостоверение. Мало того, гаишники, по сути, не в праве даже останавливать такие, с позволения сказать, транспортные средства, не говоря про то, чтобы проконтролировать элементарные знания ПДД или техническое состояние мопеда. Единственное установленное законом ограничение – водитель не должен быть моложе 14 лет.

Но кого волнуют нормы закона? Подростки, с ведома родителей или без, гоняют по дачным поселками и близлежащим дорогам. Шлем есть в лучшем случае у каждого пятого, не говоря уж о более серьезной защите. Сами родители легко позволяют себе садиться за руль мопеда после обильных возлияний, без зазрения совести дефилируя в таком состоянии по довольно оживленным дорогам. И если где-нибудь в СНТ подобное разгильдяйство ведет лишь к разбитым локтям и коленкам, то трасса таких вольностей не прощает.
Законодатели пытаются всячески этот вопрос решить. А на дорогах продолжают гибнуть люди, причем эти печальные цифры все растут и растут. Владельцы скутеров сбивают людей, становятся причиной других аварий и даже сбивают друг друга. Чтобы хоть как-то переломить это, подмосковная ГИБДД выступила с инициативой все-таки ввести на «права» для управления скутером.

Идея эта не нова. Сделать некую «категорию М» хотели уже давно. Конечно, это не решит всех проблем – некоторые тырчководы так и будут разъезжать подшофе, без защиты или в запрещенных местах. Но обязательное получение «прав» дисциплинирует хотя бы некоторую часть. Кроме того, оголтелые подростки все-таки получат элементарные азы ПДД, узнав, наконец, что движение им разрешено только по крайней правой полосе, а то и вовсе по обочине, что разворот на некоторых дорогах (например, с трамвайными путями) категорически запрещен, равно, как и выезд на крупные магистрали вроде МКАД или трассы «Дон».

Сейчас подмосковные гаишники обратились со своим проектом в областную Думу. Если законодатели дадут свое добро, то проект продвинется дальше – в Госдуму. А там недалеко и до Федерального закона. И это, наверное, к лучшему. Вот только раньше все подобные инициативы заканчивалось на стадии разговоров, и то, что в этот раз дело сдвинется, надежд практически нет.