Аппетитная статистика

«Федеральная служба государственной статистики» («Росстат») в очередной раз публично зафиксировала тот факт, что цены на моторное топливо в России выросли из-за роста аппетитов нефтедобытчиков.

А средние цены производителей за этот же период повысились лишь 10,8%. Кроме того, в прошедшем июне по сравнению с последним месяцем весны потребительские цены выросли на 1,7%. В рублевом выражении это составило 25,52 рублей за литр. Рост цен был отмечен в 71 субъекте Российской Федерации. Сильнее всего топливо подорожало в Республике Саха (Якутии). За месяц бензин подорожал там на 5,1%! В пяти субъектах Российской Федерации по сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения. Снижение цен на бензин наблюдалось в семи субъектах, в том числе в Иркутской области на 2,2%. В Москве потребительские цены на за прошедший месяц в среднем стали выше на 2,4%, а в Санкт-Петербурге на 1,4%.

Что касается цен производителей, то средние цены на автомобильный бензин в январе-июне 2011года выросли на 10,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В прошедшем июне по сравнению с маем они увеличились на 0,2% и остановились на уровне 13,64 рублей за литр. Получается, что сейчас в среднем по России розничная цена бензина превышает цену НПЗ в 1,8-2,0 раза! В июне 2010 года этот разрыв составлял 1,7-1,8 раза. При всем этом цены производителей на нефть, добытую в июне, снизились на 10,2%, при интегральном росте с начала года на 12,9%. «Росстат» проиллюстрировал свое исследование, в том числе и замечательным графиком, на который наглядно демонстрирует кто именно главный виновник роста цен на топливо. Его изучение однозначно направляет «перст указующий» на нефтедобытчиков. Именно они стали задирать цены на топливо. График наглядно показывает, что в мае этого года их аппетиты выросли аж на четверть по сравнению с прошлым годом! Видимо, только нервные окрики властей, заставили этих ребят слегка вспомнить о приличиях и опуститься, как говорилось выше, до 10,2% прироста к прошлому году. Удивительно, но факт: какова бы ни была конъюнктура мирового нефтяного рынка, на котором «черное золото» может подешеветь хоть в десять раз, а цены на отечественных заправках при этом все равно могут меняться только в сторону увеличения. «Задний ход» у отечественной системы бензинового ценообразования, похоже, не предусмотрен конструктивно. Если мировой рынок нефти дешевеет, отечественные нефтяники повышают цены под лозунгом «компенсации выпадающих доходов от экспорта». Если в Нью-Йорке баррели дорожают – пиарщики нефтедобывающих компаний даже не снисходят до более или менее подробных объяснений. Просто показывают пальцем в сторону заграничных рынков и пожимают плечиками: мол, «вы же понимаете», там дорожает, и вы тоже платите. А если мировой рынок в покое, то рост цен на заправках списывается на происки инфляции. Размер которой, на самом деле, как минимум на четверть состоит из роста цен на автомобильное топливо…