Искусство дефицита

Вот оно! Наконец то явление под названием топливный дефицит добралось и до столицы. В середине недели московские автовладельцы на собственных бензобаках прочувствовали некоторые нюансы этого явления.

Множество АЗС по всему городу вдруг выяснили, что у них кончился бензин марок АИ-95 и -98. Крупные сетевые торговцы топливом тотчас же завели привычную «песню», объясняющую, почему так получилось. Мол, логистика подвела. Бензовозы (видимо, все сразу) вдруг стали запаздывать с доставкой топлива на станции.

Мелкие и не очень розничные продавцы топлива, не относящиеся к структурам вертикально интегрированных нефтяных компаний, как обычно, стали ныть, что, мол, крупные нефтяные компании, по сути монополизировавшие нефтяной рынок, снабжают топливом только «свои» бензоколонки, причем по заниженным ценам. Те демпингуют и так называемым независимым торговцам приходится просто прикрывать «лавочку». Из-за этого, мол, и висят таблички «не работает» на раздаточных колонках с 95-ым и 98-ым бензином.

Особенно удивительно было слышать комментарии ситуации со стороны некоторых представителей нефтяных компаний. По их словам, продажи топлива в Москве за год, оказывается, выросли практически не на треть, а в последнее время чуть ли не вдвое! Поразительные факты! Это, что, значит за год в столице количество машин увеличилось на треть? Сомнительно! Подозреваем, что сей факт мы все все-таки сумели бы заметить. Увеличение дорожного трафика на 30% моментально парализовало бы город. Может быть, мы просто стали на треть больше ездить? В эту версию тоже не верится ровно по той же причине. Или наши машины в течение этого года резко начали «жрать» бензин? Тоже вряд ли: сообщений об ужасной эпидемии, поражающей топливные системы автомобилей пока не поступало. Про то, что «наш» бензин вывозят гигантские толпы машин из других регионов смешно даже упоминать. Итак, внимание, вопрос: куда под вывеской розничных продаж на московском рынке топливные компании девают бензин?!

Но хорошо! Допустим, это все журналистские бредни и побочный эффект от увлечения конспирологическими теориями. Возможно, что этот «дефицитик» не более чем легкий намека в духе «отвалите!» всяческим властным структурам, громогласно имитирующим попытки «рулить» нефтяными компаниями. Но доказать, как вы понимаете, это никто не сможет.

На самом деле, раз и навсегда решить проблему дефицита топлива и его все увеличивающейся дороговизны можно очень простым способом. Достаточно принять всего одну единственную законодательную норму, регулирующую экспорт топлива. Суть ее должна быть в следующем. Хочешь продать за рубеж такой-то объем нефти и нефтепродуктов в месяц? Пожалуйста, но в течение этого месяца будь добр реализовать на территории России вот столько-то автомобильного топлива. Хоть бесплатно раздай, но на внутреннем рынке! Не можешь – отвали от экспортной трубы! Ведь действует что-то подобное в отношении продажи сжиженного пропан-бутана: в рознице он не может стоить дороже половины цены автомобильного бензина и точка! Не сомневаемся, что с задачей высчитать конкретное соотношение объемов экспорт/внутренняя розница так, чтобы бензин на АЗС имел «справедливую цену» груда матерых экономистов из всевозможных министерств уж как-нибудь сумеет справится. Для справки напомним: сами нефтяники признают, что эта самая «справедливая цена» в данный момент составляет 15 рублей за литр.