Не в бровь, а в ФАС

В спектакле под названием «Противостояние», повествующем о перипетиях взаимоотношений российского нефтяного бизнеса и Федеральной антимонопольной службой (ФПС), наметился еще один поворот сюжетной линии.

Антимонопольный «Давид», в своей нескончаемой потасовке с нефтяным «Голиафом», решил применить новый вид пращи: еще разок подрихтовать антимонопольное законодательство в дизельно-бензиновой сфере. Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин со страниц официальной «Российской газеты» объявил, что его ведомство внесет в правительство соответствующий законопроект буквально в ближайшие пару недель.

В принципе, не бумаге, задумка, родившаяся в недрах ФАС, выглядит очень симпатично. В частности, законопроект требует от крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний обособить в отдельные юридические лица свои сети АЗС. Далее эти юрлица должны будут покупать у нефтеперерабатывающих заводов топливо на тех же условиях, что и независимые АЗС. Как известно, нефтяные компании, владеющие НПЗ, продают «своим» АЗС бензин заметно дешевле, нежели «независимым». В результате последним приходится выставлять на своих заправках более высокие ценники на топливо. А сетевые АЗС нефтяных компаний тупо подгоняли свои розничные цены под уровень «независимых», получая от этого дополнительную прибыль. Сей «чудный» механизм позволяет крупным нефтяным компаниям, как бы чужими руками, как говорится, «на ровном месте» взвинчивать цены на топливо.

ФАС уверяет, что как только независимые АЗС и АЗС, входящие в структуру вертикально-интегрированных нефтяных компаний, будут покупать топливо на равных условиях, описанный механизм роста цен на топливо останется в прошлом.

Кроме того, антимонопольная служба намерена ввести норму закона, запрещающую нефтяной компании постройку новых АЗС в регионе, если ее сеть заправочных станций уже включает в себя половину всех местных АЗС. Кроме того, чиновники замахнулись практически на святое, на Налоговый кодекс.

В поправках к нему, разрабатываемых ФАС, предлагается прекратить практику крупных единовременных повышений акцизов. По данным ведомства, выросший в этом году примерно на 2 000 рублей за тонну топлива акциз, помимо подъема розничных цен на бензин и дизтопливо, добавил к темпам инфляции лишних 6-8%. Чтобы в будущем избежать такого рода казусов, приводящих в бешенство большинство посетителей бензоколонок, ФАС предлагает гибко реагировать на рыночную коньюктуру и переустанавливать акциз ежемесячно. Практически также как сейчас регулируются пошлины на нефтепродукты. Например, если мировые цены растут, то увеличиваются экспортные пошлины, а акциз на топливо на внутреннем должен, наоборот, снижаться. Это позволит избежать существенных колебаний цен.

Предложения ФАС любому, даже далекому от экономики, человеку покажутся логичными и справедливыми. Но только не представителям нефтяного лобби. Поэтому, скорее всего, ничего у антимонопольных чиновников не выйдет – слишком уж на большие деньги они замахиваются.