Китайский тренд «японцев»

Выдающееся по разрушительным последствиям мартовское землетрясение в Японии нанесло более чем чувствительный удар под дых всем японским автопроизводителям.

Некоторое время большинство из них с по-самурайски закаменевшими улыбками сквозь зубы рапортовали о неуклонно успешном преодолении временных трудностей, вызванных катаклизмом. И мало у кого из посторонней публики были сомнения, что, в конце концов, трудолюбивые коллективисты-островитяне поборют все свои неприятности. Но не тут то было еще более длинный и зазубренный «нож в спину» японский автопром получил из-за океана. Бюджетные и прочие неприятности американской экономики заставляют японскую иену неуклонно дорожать по отношению к доллару. Это делает машины из Страны восходящего солнца слишком дорогими. И вот, информационные агентства распространили сообщение, что «Honda» рассматривает возможность переноса части своего производства за пределы Японии страны. В принципе, ничего сенсационного в этом нет. Но! До сих пор на эту тему лишь велись кулуарные «разговоры». А подтверждение этого факта представителями «Honda» совершенно иное дело. Это уже серьезный знак, что и все прочие японские автопроизводители могут в любой момент перейти от разговоров к делу, от дискуссий к конкретным стратегическим бизнес-решениям. «Мы разработали трехлетний план, который рассчитан на уровень 80 иен за доллар. При таком развитии событий обязательно встает вопрос о поиске альтернативных производственных баз. Мы можем оставить технологии здесь, но если мы будем продолжать производить машины в Японии, то они будут обходиться покупателям слишком дорого, несмотря на хорошее качество», сообщили в компании. Отличная мысль! И план, скорее всего, тоже не плох! Но и его хондовцам, видимо, тоже придется пересматривать, поскольку уже сейчас курс японской валюты превысил использованную в нем «планку» и составляет 76,5 иен за доллар.

Есть большие подозрения, что «Honda», как и большинство японских автомобильных компаний лихорадочно готовит «бегство» своих производственных мощностей куда глаза глядят. И первым кандидатом на роль места, куда, собственно, глядят глаза, видится Китайская народная республика с ее пока еще дешевой массой рабочей силы. В пользу этой идеи может говорить еще и тот факт, что у «Honda», как, впрочем, и у большинства серьезных автопроизводителей, в Китае уже имеется что-то вроде плацдарма. В качестве примера можно назвать совместное с местным автопроизводителем «Dongfeng Motor Group Co» предприятие под названием «Dongfeng Honda Automobile Co». А другой типичный представитель китайского автопрома, именуемый «Guangzhou Automobile Group Co» выпускает модели Jazz и Accord. Так что, перемещение основного «центра тяжести» производства машин марки «Honda» на новое место вполне может произойти достаточно скоропостижно.

В прочем, в свете последних фокусов, выкидываемых экономикой США, последнее утверждение может оказаться справедливым и для прочих японских автопроизводителей.