Чемодан

Phaeton, Passat, Jetta, Polo sedan… Поставь эти седаны рядом, и они будут похожи на набор пластиковых чемоданов в каком-нибудь гипермаркете — одинаковы как капли воды, только размеры разные. Неужели немцы подписывали Де Сильву только для этого?

Да, в свое время его появление на фольксвагеновском поле чем-то напоминало вынужденную замену: акционерам не нравились эксперименты Мюрата Гюнака (автор Passat CC и Tiguan), а когда турок представил свой Golf, то был скоропостижно уволен. Взамен взяли ответственного за «Audi» Вальтера Де Сильву. За его плечами была волшебнейшая 156-я Alfa Romeo и возрожденный из стилистического пепла SEAT, и это было похоже на революцию. Но ничего не случилось, испанец затих. Он чуть доработал Scirocco и практически заново нарисовал Golf… А дальше? Дальше стал клепать «чемоданы». При всем уважении к испанцу, то же самое мог бы сделать и студент художественного колледжа, и, боюсь, не менее эффективно. Понятно, что так возжелал работодатель, и что, будучи главным дизайнером «Volkswagen», Де Сильва может без труда приложить свой талант к любому автомобилю, выпускаемому группой, но полета в его трудах с каждым годом все меньше.

Вы вольны возмущаться и негодовать, однако в новом Passat его нет совсем. Это большой солидный автомобиль, настоящий Volkswagen, но слишком пресный и неоригинальный. Разумеется, можно привести пример трансформации В3 в В4, когда немцы решили, что для успеха достаточно просто снять рубанком грани и подчистить заусенцы напильником. И оказались по-своему правы. К тому же здесь все не так уж и запущено — автомобиль стал выглядеть совсем по-другому. Но это актуально лишь в сравнении с предшественником. Зачем делать из вполне самобытной машины уменьшенную копию Phaeton? Ума не приложу! Профиль, оптика, бамперы… Все это было. Задние фонари — плоть от плоти, в них даже элементы расположены так же. А спереди машины теперь можно отличить, лишь вооружившись рулеткой.

Немцы утверждают, что предыдущий Passat был деноминирован из-за своей нарочитой демократичности. Мол, слишком уж похож на Jetta и Golf. Теперь он ближе к машине представительского класса, что поднимает и статус машины, и статус владельца. Но Jetta нынче тоже похожа на Phaeton, а при большом желании флагманские черты можно найти даже в Polo sedan. Поставь эти машины в ряд — четыре молодца, одинаковых с лица. Это тоже повышает их статус? Или девальвирует облик с таким трудом когда-то выношенного флагмана? А может, немцы полагают, что у этих авто один покупатель — состоявшийся европеец, для которого выбор транспортного средства лишь вопрос «толщины» банковского счета?

Это было бы верхом наивности. Если не безумством. «Ford» в начале «нулевых» тотальное повышение среднего клиентского возраста воспринял как глобальную катастрофу. Американцы вдруг выяснили, что наиболее финансово активная часть аудитории куда моложе, чем те, кто обычно покупает Mondeo или Focus. В итоге компания принялась активно «омолаживать» модельный ряд, в чем, надо признать, вполне преуспела. А немцы к этому только идут.

Все дело в том, что новый Passat в первую очередь — машина для людей предпенсионного возраста. Для тех, кто помнит, каким он был в пятом и шестом поколении. Средний возраст европейского клиента — 45–50 лет (у нас он лет на пять моложе, но, учитывая миллионный ценник, скоро все встанет на свои места). Считается, что такие люди уже слишком консервативны, чтобы что-то менять. В результате в машине почти такой же симметричный кокпит, как у предшественника. Не копия, конечно, но очень похож. Тут только материалы отделки побогаче и оборудование поновее. Впрочем, на качестве немцы уже давно не экономят.

Однако «поновее» не значит «действительно новое». «Климат» управляется тем же блоком, что установлен на Golf, да и начальная мультимедийная система позаимствована у хетчбэка. Своеобразный способ повышения статуса, ничего не скажешь. Диссонанс, похоже, призваны компенсировать лишь «фаэтоновские» аналоговые часы, но толку от них, честно говоря, немного. И все же, несмотря ни на что, это превосходный автомобиль, так как ощущается и едет он, как ни один из конкурентов. Он легок, солиден и поразительно хорошо сбалансирован. А если закрыть глаза, в нем даже просто сидеть приятно.

Все ручки, рычаги и кнопки, как обычно, под рукой. В салоне даже осваиваться не нужно, просто садишься и едешь. Посадка почти идеальна. Лишнего места нет, но и стесненным себя не чувствуешь. По запасу «воздуха» новинка — лучшая в классе. Да и сзади тут почти как в Superb. Запас между рядами, конечно, чуть меньше, однако в четырехместном варианте взрослые усядутся без ощутимых проблем. Багажник и вовсе вне конкуренции. В нем нет сложных выштамповок, геометрически он прост, как коробка от холодильника.
А еще Passat прекрасно едет. Я не назвал бы его быстрым или спортивным, он не готов продемонстрировать самолетное ускорение, но динамики хватает. Едет он, может, и не азартно, но вполне «породисто» и надежно. Турбированный 1,8-литровый TSI в сочетании с 7-скоростной DSG — лучшее, что вообще можно было придумать. Турбоямы практически нет, коробка щелкает передачи, как дорогой швейцарский хронометр…

Шасси не переделывали, по крайней мере конструктивно. Но настроено оно именно так, как это действительно нужно. С одной стороны, оно в меру плотное, чтобы исключить лишние крены, раскачку или увод в асфальтовой колее. С другой — автомобиль достаточно комфортен, и все, что попадает под колеса, там и остается, до пассажиров доходят только относительно крупные дорожные изъяны. Причем в нашем случае в машине не было гидропневматики, сплошной металл и резина. Но вряд ли тут стоило желать чего-то большего. За те полтора года, что немцы доводили подвески этого Passat, они сделали все, что было возможно. И наверное, даже чуть больше этого.

Но главное, что все это в полной мере соответствует и управляемости, и динамике. Руль у Passat по традиции довольно длинный, но при этом седан отлично его слушается, по крайней мере лишние пол-оборота водителя не напрягают. И притом он абсолютно прозрачен. Во всяком случае, «поворачивать глазами», как, скажем, в Toyota Avensis, тут не нужно — ты всегда знаешь, куда и на какой угол повернуты колеса. В общем, на ходу новый Passat прекрасен. Но, знаете, себе бы я его не купил.

Купить такую машину — все равно что купить себе новый утюг или холодильник. Его единственная функция — заменить собой устаревшего предшественника. Ну, может быть, вписаться в новый интерьер. Но как бы то ни было, уверен, что по-настоящему радовать вас он будет лишь пару дней, потом вы будете видеть в нем лишь качественный бытовой прибор. И с Passat вскоре случится то же самое. Он хорош, но он не возбуждает. От таких машин не бывает эрекции…

 

Технические характеристики
VW Passat
Габариты (мм) 4769х1820х1470
Колесная база (мм) 2712
Масса (кг) 1499
Объем багажника (л) 565
Раб. объем двигателя (см3) 1798
Макс. мощность (л.с.) 152
Макс. крутящий момент (Нм) 250
Макс. скорость (км/ч) 214
Разгон 0–100 км/ч (с) 8,8
Средний расход топлива (л/100 км) 7,1
Цена (руб.) от 1 064 000