Жизнь коротка

В среду в 6.39 утра черный “Мерседес”, за рулем которого сидел актер Никита Емшанов, вылетел на встречную полосу и на скорости столкнулся с джипом “Хендай”. Вместе с Емшановым в машине ехал его друг и девушка.

В этот день Емшанову исполнилось 28. Сообщения с поздравлениями начали сыпаться на его личную страницу в «Фейсбуке» сразу после полуночи. А уже после семи утра слова радости сменили слова прощания, написанные теми же самыми людьми. Подробности трагедии — в материале наших корреспондентов.

[mkref=2536]

«Все болит. Особенно душа»

Трагедия на Садовой-Самотечной эстакаде была бы более типична для печально знаменитой «Смотры» — смотровой площадки на Воробьевых горах, где что ни день бьются любители быстрой езды. «Классическая авария для стритрейсеров, — комментируют ситуацию столичные любители быстрой езды. — Едут-едут машины параллельным курсом, потом нервы у кого-то не выдерживают, он подрезает соперника, и все заканчивается мясорубкой».

Примерно так все и случилось — но не на Воргорах, а в 300 метрах от здания ГИБДД Москвы. «Мерседес-Е280» Емшанова ни с того ни с сего вылетел на встречную полосу и совершил лобовое столкновение с «Хендаем». Затем иномарка Емшанова врезалась в мачту городского освещения. У свидетелей страшного ДТП и инспекторов ГИБДД, прибывших на место происшествия, напрашивался вывод, что в аварии виноват владелец «Мерседеса», который постоянно и опасно маневрировал на дороге и к тому же превышал скорость.
Впрочем, у одного из водителей, который был свидетелем катастрофы, другая версия произошедшего:

— Обе машины летели по эстакаде со скоростью где-то под сотню. То ли джип подрезал «Мерседес», то ли было наоборот... Но, вероятнее всего, «Ниссан» при перестроении из левой полосы в правую не пропустил «мерс» и толкнул его передним бампером. «Мерседес» по инерции отбросило на встречную полосу, и он закрутился на ней волчком, пока не въехал «транзитом» в столб.

— Вроде бы машина потом загорелась...

— Мотор и, может быть, часть приборной доски. Салон вроде не пострадал, только закоптилась крыша изнутри и номерной знак расплавился.

— А тушить не пробовали?

— Бесполезно. Я посмотрел снизу вверх на эстакаду и понял, что без гидроинструмента и домкратов там делать нечего.

А тем временем в ожидании электроинструмента и спасателей умирала на заднем сиденье искореженного «Мерседеса» невеста Никиты. Когда девушку извлекли из салона, она была еще жива и скончалась позже, в карете «скорой помощи».

[video=2117]

А вот что рассказала «МК» о ДТП пассажирка «Хендая» Наталья Звирь, которую госпитализировали в 20-ю горбольницу.

— Я практически ничего не помню, — рассказывает Наталья. — Мы с мужем, как обычно, поехали утром на работу и предложили нашим друзьям — тоже семейной паре — подвезти и их. Мы с подругой сели на заднее сиденье, чтобы поболтать по дороге, а на место рядом с водителем, где обычно сижу я, посадили ее мужа. Мне сказали, что он погиб. Подруга сейчас в больнице в тяжелом состоянии, моего мужа только что прооперировали. Сама авария произошла в какие-то секунды. Я ничего не видела, потому что всю дорогу мы о чем-то смеялись с подругой, и тут хлоп... меня уже вытаскивают из машины, не знаю, кто именно, кладут рядом на дороге. Я отключилась на какое-то время, пришла в себя, вижу «Мерседес» горит, потом приехали «скорая» и пожарные. Состояние сейчас шоковое, я то плачу, то смеяться начинаю от нервов. И все болит. Особенно душа.

Еще одно обстоятельство аварии на Садовой-Самотечной эстакаде способно повергнуть в изумление экспертов, которым еще предстоит разобраться в деталях трагического ДТП. Никто в «Ниссане» не пострадал, а сам Александр Федорченко отделался ушибом локтя, притом что суммарная скорость обоих авто была примерно 200 км/час. После столкновения с «Ниссаном» машина Емшанова ударила с такой силой, что вывернула «с корнем» бордюрный камень на обочине эстакады. Это, по мнению специалистов, свидетельствует о том, что в момент наезда на камень «Мерседес» мчался со скоростью примерно 120–130 км, после чего врезался в столб.

Кстати, то обстоятельство, что в мясорубке на Садовой-Самотечной «Ниссан» отделался всего-навсего помятым передним бампером, скорее всего говорит о том, что виновником ДТП был именно водитель джипа.

«Никиту сильно трясло последнее время»

Среди знакомых Никиты не нашлось человека, который плохо бы о нем отозвался или не отозвался бы в самых искренних к нему добрых чувствах. Это был немногословный, но располагающий к себе парень с покладистым характером. Любил семью и уделял много внимания родным, несмотря на то что в последние годы снимал квартиру в Москве, а его родители жили Питере. В свое время, окончив школу (а он посещал учебное заведение с английским уклоном, где, по отзывам, педагоги весьма требовательны к ученикам), Никита поступил в институт в столице, где и стал играть в театре и кино. Но при удобном случае он мчался в Петербург навестить близких. Мог даже на один вечер заскочить. «И когда он сюда приезжал, первое, что они с его мамой делали (маму зовут Нина), шли к бабушке, — поделились с «МК» соседи по питерской квартире Емшановых. — Бабушка для него была превыше всего. Подвижная, худенькая женщина, которая заботилась о семье, любила печь пироги, настоящая бабушка. Кстати, она когда-то руководила группой в предприятии «Рыбфлот».
Последний год для семьи стал роковым. В конце августа 2010-го из жизни ушел отец актера — Владимир Емшанов. У него было очень слабое здоровье, подкосили диабет и инсульты. Супруга Нина работала в доме малютки медсестрой и как могла спасала мужа. Делала ему уколы, но, говорят, мужчина был давно обречен. Бабушка Никиты — Анна Васильевна, которой было уже больше 90 лет, тяжело переживала смерть Владимира. В ноябре того же года она скончалась.

Никита начинал у больших режиссеров — в фильме «72 метра» Владимира Хотиненко и сериале «Штрафбат» Николая Досталя, но стал известен благодаря молодым да дерзким — таким же, как он сам. В свои 28 он накопил внушительную фильмографию. Сейчас получается, что практически ни один знаковый фильм «нулевых» не обходился без его участия. «Мертвые дочери» Павла Руминова — первый полноценный отечественный хоррор. «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова — история двух ушибленных жизнью людей одного из московских районов. «Обратное движение» Андрея Стемпковского — немногословная и печальная рефлексия на тему одной из неназываемых кавказских войн. И совсем новый фильм Дениса Родимина «Чужая мать», где Емшанов сыграл террориста, из любви к чеченке решившего начать взрывать людей. Сюда же можно добавить новый проект Николая Хомерики, со съемок которого актер вернулся незадолго до аварии.

Он существовал между Питером и Москвой. В первом городе он родился. Во втором — жил, работал, встречался с друзьями в кафе на Большой Никитской. Кому ни позвони сейчас — все знали Никиту, все в шоке от того, как все закончилось.

— Я сейчас на фестивале в Домбае, — говорит актриса Дарья Екамасова. — Здесь никто ничего не знает, и от этого очень страшно. Собираюсь менять билеты и сегодня же вечером улетать, но куда — не знаю. В Москву, Питер? Мы страшно дружили. Виделись буквально две недели назад. У меня было такое настроение после нашей встречи, что я взяла мольберт и нарисовала портрет Никиты углем. Теперь думаю: почему мне это пришло в голову? Почему именно углем?

— Никита был очень талантливым артистом с очень сложным характером, — рассказывает режиссер Андрей Стемпковский. — Мы с ним очень сложно работали, много конфликтовали на площадке, ну а в жизни нам все-таки удалось остаться друзьями. Но его характер, все, что с ним происходило, и то, как завершились его метания, — все это часть его какой-то внутренней неустроенности, от которой у него было много проблем.

— Что это были за проблемы?

— Никита всегда был человеком с немного сорванной башней. Вел довольно сумасшедший образ жизни. Себя особо не щадил. В январе, попал в неприятную историю в Питере. Ввязался в драку с ментами, на него завели дело. Был суд. На самом деле сначала напали на него, потом приехала милиция, как это часто бывает, не разобралась и схватила не того. Никита возмутился, ну и понеслось. На самом деле его сильно трясло в последнее время. Просто я думал, что он как-то переживет все эти метания. Его ждало, я уверен, большое будущее, потому что актер он действительно хороший. Но, видимо, темная сторона как-то пересилила, забрала его.

— Говорят, он часто гонял на машине?

— Да. Постоянно то мотоцикл собирался покупать, то машину новую. Вот и «Мерседес» этот купил не так давно. Мы с ним даже одно время вместе гонялись по Третьему кольцу. С ним погиб еще Костя Камышанов, тоже наш приятель. Он режиссер, закончил Высшие режиссерские курсы. Недавно снял одну короткометражку, даже должен был поехать с ней на фестиваль, о чем мне с большим воодушевлением рассказывал две недели назад. Примерно тогда же я и Никиту видел последний раз... Что тут скажешь? Глупая и бессмысленная смерть, которая должна нас всех хоть немного отрезвить.

— Мы были знакомы очень давно, — говорит сквозь помехи актер Даниил Воробьев, которого новость о смерти друга застала на съемочной площадке в Орле. — Виделись буквально позавчера. Я уезжал на съемки, а Никита меня провожал. Это был очень тонкий человек, очень ранимый. Как ребенок. Последнее, что он делал, — игрался со своими чертями, которые прыгали у него в голове. Пытался их осознать. У него было много духовной литературы, которую он читал. Все время был в поиске. Что такое хорошо и что такое плохо. Никита горел по жизни. Был рок-н-ролльщиком всегда. Всегда на скорости. Вот так-то.

С ним в машине еще была Катя Бирюкова, с которой Никита последнее время общался, дружил... Я с ней мало общался. Знаю только, что она с Лерой Германикой хорошо дружила, помогала ей на площадке.

— Похороны будут в Санкт-Петербурге?

— Мы думаем, конечно, все сделать в Питере. Нужно будет как-то туда тело перевозить. Надо, чтобы мама Никиты в Питер вернулась — она сейчас в Финляндии.

— А в Москве прощание будет?

— Мы работали вместе в театре Рощина и Казанцевой и в Театре.doc. Думаю, там ребята обязательно захотят что-то сделать. Я в пятницу утром приеду в Москву и сразу этим всем займусь.

Сергей Машкин
Никита Карцев
Ольга Тягнибеда  

ИЗ ИНТЕРВЬЮ НИКИТЫ ЕМШАНОВА

О СВОЕЙ КАРЬЕРЕ

«Актером я решил стать не сразу, а где-то лет в 15. К тому времени я уже был кандидатом в мастера спорта по классической борьбе. Как раз тогда я встретил девушку, актрису, у нас завязались отношения, и однажды она сказала, что мне стоит попробовать поступить в театральный. Так я приехал в 16 лет из Санкт-Петербурга в Москву и поступил в ГИТИС. У меня в то время были довольно сложные отношения с родителями, мне просто очень хотелось уехать».

О МОНОСПЕКТАКЛЕ «БАМБУКОПОВАЛ»

«Есть реальная история, образ человека, который, как и герой Феллоуза, попал в тюрьму, пусть и не с килограммами наркотиков. Но суть этих двух историй одна и та же: и мой брат, и главный герой поставили себя на одну полку. Эта позиция в жизни их и погубила — они потеряли истинные ценности».

О МАШИНЕ

«Водителя у меня нет, на машине езжу сам три года. С вождением у меня вообще забавная история вышла. Я купил себе машину, потому что планировал играть гонщика в одной картине. При этом совсем не умел водить, а тут позвонил один мой знакомый, предложил недорого машину. Машину-то купил, а гонщика так и не сыграл».

КАК ПРОЯВИЛИ СЕБЯ МАШИНЫ

 

В том, что виновником этой страшной аварии является водитель Mercedes, никто из опрошенных «МК» экспертов не сомневается.

Скорее всего, говорят они, рулевого немецкой машины (если, конечно, он не был пьян, не отвлекся от дороги и не заснул) мог подвести ее задний привод. Ведь большинство современных автомобилей оснащены приводом передним. А это две большие разницы.

Приобретенные навыки управления переднеприводным авто совершенно не годятся для пилотирования машин с задним приводом, особенно при маневрировании на больших скоростях. Такие авто совершенно по-другому проходят повороты, входят и выходят из заноса и даже тормозят иначе.

Что же касается пожара, возникшего после столкновения «мерса» со столбом, то скорее всего тут дело в возрасте и, так сказать, качестве транспортного средства. Судя по останкам авто, это был далеко не новый Mercedes E-classа. И это обстоятельство весьма важно. Дело в том, что, как утверждают полицейские эксперты-криминалисты, «честных» Mercedes’ов в возрасте трех и более лет на отечественном вторичном рынке днем с огнем не сыщешь. То есть они, как правило, уже бывали в авариях, многие сделаны из нескольких экземпляров. То есть самодельные конструкторы, при сборке которых нарушены все возможные технологии. В нашем случае, похоже, были проблемы с перепускным клапаном, перекрывающим подачу бензина. Возможно, не сработали замшелые или вовсе неисправные датчики, «отрубающие» всю электрику при мощном ударе или срабатывании пиропатронов подушки безопасности. И вот итог: неперекрытый бензин попадает на выпускной тракт, искра — и готово.

Зато эксперты особенно отметили другого участника аварии — Hyundai Santa Fe. По их мнению, этот паркетник продемонстрировал блестящий уровень безопасности. На фото ДТП видно, что в результате сильнейшего лобового удара у него полностью разворочен передок, но практически не пострадала центральная часть. То есть корейские инженеры так распределили зоны деформации кузова, что даже после такого страшного удара у пассажиров оставались все шансы выжить. Правда, при одном условии — если они были пристегнуты. В данном же случае, опять же судя по фотографиям, седоки корейского авто этой «мелочью» пренебрегли. В итоге не сработали (они были бы по-любому видны) подушки безопасности. И тут уже практически без шансов.


[video=2118]