ФАР уполномочен заявить

В июле «Федерация автовладельцев России» направила в Минфин запрос с просьбой прокомментировать официальные данные Федеральной службы страхового надзора о сборе страховых премий и выплатах по ОСАГО страховыми компаниями.

Напомним, что за период с 2004 года по 2010 год в целом по РФ собрано 489,7 млрд. руб., а выплачено только 268,6 млрд. руб., т.е. средняя доля выплат составила менее 55% страховой премии. Куда делись остальные? Ведь согласно Федеральному закону от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80 процентов от страховой премии (77% без учета отчислений в компенсационный фонд). Разность 80% страховой премии и страховых выплат нарастающим итогом за указанный выше период составила 123,1 млрд. руб.

Вот ФАР и просила специалистов Минфина сообщить, каким образом использованы эти денежные средства: перечислены ли они в бюджет РФ, присвоены ли страховыми компаниями, какие меры в связи с этим приняты, где опубликована соответствующая информация. Увы, но в полученном правозащитниками ответе министерства не содержится ни одного прямого ответа на поставленные вопросы. Обтекаемые формулировки не основаны на каких-либо результатах собственных расчетов, проверок, аналитических материалах Минфина или ФССН. О наличии подобных материалов или данных даже не упоминается, не говоря уже об отсутствии каких-либо ссылок на материалы Минфина, ФССН или страховых компаний, в том числе находящиеся в публичном доступе. Ответ Минфина свидетельствует, что этот орган или не имеет достоверной информации о ситуации на подконтрольном ему страховом рынке, то есть фактически его не контролирует, или скрывает эту информацию в интересах отдельных коррумпированных лиц. Более того, вытекающую из официальных данных ФССН реальную ситуацию по ОСАГО Минфин пытается опровергнуть недостаточно компетентными доводами.

В частности, в ответе Минфина содержится необоснованное утверждение, что «сопоставление страховых выплат по ОСАГО с 80% страховых премий по данному виду страхования некорректно». В качестве «аргумента» упоминается, что за счет этих 80% осуществляется также «финансирование компенсационных выплат». Однако выше в том же ответе Минфина указано, что для финансирования компенсационных выплат предусмотрено только 3% страхового тарифа, но никак не 25%, о которых идет речь.
Столь же не состоятелен и другой «аргумент», основанный на том, что «премии, полученные по заключенным договорам обязательного страхования, предназначаются для осуществления выплат по страховым случаям, произошедшим в течение года после его заключения». Автор этой отписки не учитывает, что заключение договоров и наступление страховых случаев происходит в течение года достаточно равномерно. То есть средний период между поступлением страховой премии и возникновением обязательств по страховой выплате составляет примерно 6 месяцев и около половины страховых выплат отчетного года соответствует премии того же года. Остальная часть выплат отчетного года соответствует и обеспечивается страховыми премиями 1-2 предшествующих лет. По истечении 2-3 лет с момента введения ОСАГО «перенос» выплат на последующие периоды должен компенсироваться выплатами за предшествующие периоды, а отношение выплат к страховой премии – приближаться к 80% с учетом компенсационных выплат или 77% без их учета.

Это отношение может снижаться при ежегодном увеличении страховых выплат и, как следствие, превышении «переноса» выплат на последующие годы над выплатами за предшествующие периоды. Согласно данным ФССН, после 2006 года максимальный прирост выплат имел место в 2010 году – около 20% по отношению к 2009 году. Этому приросту должно соответствовать минимальное отношение выплат к премии 70% в 2010 году, в остальные годы это отношение должно превышать 70%. Однако согласно данным ФССН, в 2010 году отношение выплат к премии составляло 60,6%, в остальные годы – ниже 60%. При этом отношение выплат отчетного года к страховой премии предыдущего года в целом по РФ составляет 68% в 2010 году, от 56% до 65% в остальные годы. То есть даже если предположить, что средний период между поступлением страховой премии по договорам страхования и страховыми выплатами по тем же договорам превышает год, то доля выплат все равно оказывается существенно ниже установленных законом 80% и 77% страховой премии.

Приведенные данные свидетельствуют, что действующий на территории РФ базовый тариф ОСАГО завышен, а установленная Правительством структура тарифа экономически не обоснована. Попытка Минфина обосновать такое положение необходимостью обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний не выдерживает критики.

Как указано в упомянутом выше ответе Минфина, «страховые выплаты осуществляются за счет средств страховых резервов, формируемых в установленном Минфином России порядке из уплаченных страхователями страховых премий и иных средств страховщика», причем эти средства «не подлежат изъятию в федеральный бюджет». Далее упоминаются положения Закона об ОСАГО, которые позволяют страховым компаниям направлять превышение страховых премий над выплатами на формирование стабилизационного резерва по обязательному страхованию «до достижения данным резервом величины, равной 10 процентам размера страхового резерва произошедших, но незаявленных убытков».

Следует, однако, подчеркнуть, что согласно данным ФССН в 2010 году в целом по РФ выплаты по ОСАГО составили 55,5 млрд. рублей. Если предположить, что указанная выше сумма 123,1 млрд. руб. соответствует «страховым резервам», формируемым «в установленном Минфином порядке», то она превышает годовые выплаты в 2,22 раза, то есть размер «резерва» составляет 222% годовых выплат.

Это означает, что страховые компании за счет накопленных «резервов» могут в течение двух лет осуществлять страховые выплаты по ОСАГО, вообще не собирая страховые премии! Или как минимум на год может быть введен мораторий на уплату автовладельцами страховых премий по ОСАГО без какого-либо ущерба для финансовой устойчивости страховых компаний и формирования ими резервов по обязательному страхованию.

Вызывает вопросы и следующий абзац из ответа Минфина, согласно которому «собственные средства страховщика, наряду со страховыми резервами, также являются гарантией обеспечения финансовой устойчивости страховщика и исполнения им обязательств по заключенным договорам страхования», причем они «обеспечиваются активами, соответствующими требованиям финансовой устойчивости, установленным Минфином России». Это, видимо, означает, что «требования Минфина» позволяют страховым компаниям сколь угодно долго удерживать на своем балансе в качестве собственных средств полученную избыточную страховую премию по ОСАГО, осуществляя перекрестное финансирование менее эффективной или убыточной деятельности страховщика по другим видам страхования.

Не выдерживает критики и заключительный абзац ответа Минфина. Заявленный принцип «актуарных расчетов» тарифов ОСАГО с целью «обеспечения каждого страховщика» должен быть, очевидно, пересмотрен. Принуждение автовладельцев к уплате обязательных страховых взносов не может иметь целью спасение отдельных неэффективных страховщиков или создание благоприятных условий для 20% страховых компаний, которые в погоне за долей рынка проводят безответственную маркетинговую политику, а затем шантажируют правительство угрозой невыплаты страховых возмещений.

Очевидно, что информация о страховых компаниях, имеющих риски невыплаты всех страховых возмещений, должна публиковаться и обновляться не реже двух раз в год, в результате чего перераспределение клиентской базы и страховых рисков между страховщиками будет происходить более равномерно. Одновременно должен быть усилен контроль необоснованного занижения страховых выплат страховщиками.

По тем же причинам необоснованным является и заключительный «аргумент» Минфина: «По итогам 2010 года более 20% страховщиков осуществлявших ОСАГО имели соотношение страховых выплат к страховым премиям, превышающее 0,77 (77%). При достижении отношения страховых и компенсационных выплат к страховым премиям в целом по рынку ОСАГО значения 0,8 (80%) финансовая устойчивость многих страховщиков, осуществляющих ОСАГО, значительно сократится, и возрастет вероятность неисполнения обязательств по договорам ОСАГО, что может привести к многочисленным нарушениям прав потерпевших».
Однако, во-первых, согласно данным ФССН, до критических 80% «в целом по рынку» еще очень далеко, поскольку для увеличения нынешних 60% до 80% нужно или на треть увеличить страховые выплаты, или на треть уменьшить тариф ОСАГО. Во-вторых, на случай банкротства отдельных страховых компаний в тарифе ОСАГО и предусмотрены отчисления в компенсационный фонд. Если правительство считает, что этих отчислений недостаточно, оно может увеличить их долю в структуре тарифа, причем без увеличения его общей величины, поскольку действующий тариф и так завышен.

Выполненные ранее расчеты на основе данных Росстата показывают, что действующий базовый тариф ОСАГО завышен на 28% (таково же завышение тарифа в среднем по РФ), а тариф для города Москвы (с учетом коэффициентов) завышен на 32%.

Планируемое на этом фоне дополнительное увеличение тарифов ОСАГО в полтора раза является наглядным проявлением коррупции, к борьбе с которой призывают российское общество Президент России, Председатель Правительства, руководители правоохранительных органов. Федерация автовладельцев надеется на последовательность названных должностных лиц Государства при противодействии коррупции на рынке обязательного страхования.