29726

Смерть по системе

Радикальное снижение смертности на дорогах России "не светит"
В последнее время в СМИ как-то незаметно сошла на нет тема потерь «живой силы» во всевозможных ДТП. Однако это совершенно не влияет на тот факт, что в России на дорогах гибнет в разы больше людей, нежели в Европе.
Поделиться

Изображение Смерть по системе

Оно и понятно: статистика предпочитает подводить итоги за год. Так цифры выглядят внушительней и проценты динамики неуклонного улучшения ситуации выглядят масштабней! Однако сограждане продолжают погибать вне зависимости от приступов общественного интереса к проблеме.

С одной стороны да, статистика радостно толкует о снижении числа погибших и раненных на дорога. Так, за 2010 год в 199 000 ДТП погибли 26 567 человек и более 250 000 получили ранения. По сравнению с итогами предшествующего год это ниже на 2,4 и 2% соответственно. Сколько сограждан при этом получили «всего лишь» ушибы и психические травмы статистике, сами понимаете, «до лампочки»...

Но по-настоящему искренне радоваться снижающимся процентикам смертности и травматизма на дорогах у нас могут лишь дорожные полицаи. Ведь такого рода статистические выкладки, являются хоть и сомнительным, но единственным зримым доказательством небесполезности их службы. Для прочих граждан куда важней знать, что по России, в пересчете на 100 000 жителей, за год в ДТП погибает в среднем в четыре раза больше человек нежели в Западной Европе и приблизительно в два раза больше по сравнению со странами бывшего соцлагеря и США. А если соотнести количество трупов на наших дорогах с численностью национального автопарка, то Россия по этому показателю более чем в десять (!) раз превосходит наиболее безопасные европейские страны и Японию, США – в пять раз, и примерно в три раза — страны Центральной Европы.

У околодорожных госдеятелей рецепт борьбы с этой бедой, как правило, один: ужесточать наказание за всевозможные нарушения. И в доказательство своей правоты эти господа увлеченно кивают на опыт той же Европы. Особенно это любят делать полицейские с их неискоренимым «ментолитетом»: чем суровей наказание, тем выше «капитализация» инспектора, в обмен на взятку отпускающего на все четыре стороны нарушителя. Из-за него же, из-за «ментолитета», во всевозможных дискуссиях представители полиции очень не любят, когда им напоминают, что их европейские коллеги не «шерстят» проезжающих на стационарных постах ДПС, поскольку последних там просто не существует. Вот объясните: как можно бороться с аварийностью, нарушением скоростного режима, обгонами «по встречке», ездой по обочинам и прочими провоцирующими дорожные трагедии проявлениями, сутками отираясь на стационарном посту?! Как можно выполнять перечисленные функции прячась в кустах с радаром и радостно заполняя протоколы за превышение скорости? Ведь выписанный штраф как таковой на скоростной режим в принципе повлиять не может. Это, по сути, фиксация факта опасного поведения на дороге, не более. Чью-либо смерть это действо не в силах предотвратить. А теперь представьте, что доблестный экипаж вместо сидения в своей дурацкой «засаде» просто курсирует по опасному участку трассы на патрульной машине с включенным проблесковым маячком – все водители его видели. Что будет? Правильно: никто ничего в таких условиях не нарушает и риск ДТП и, соответственно, чьих-то смертей и увечий стремится к нулю. Но какому стандартному российскому обладателю «ментолитета» придет в голову заниматься подобными глупостями?! Ему в начале смены комбат выдал десяток пустых бланков протоколов и вернуть их начальнику нужно уже в заполненном виде. Иначе головомойки от руководства не избежать. Да и лишних денег, как обычно, хочется просто страсть как! А дензнаки так и мелькают мимо, спрятанные в карманах проезжающих водителей! Соблазн не преодолим, и вместо предупреждения нарушений и вызываемых ими аварий полицаи маскируются по обочинам, «карая нарушителей». Интересно, кто и когда, наконец, хотя бы попытается убить «дракона» сложившейся отлаженной системы?

С другой стороны, кардинально снизить смерть и увечья можно не только и не столько полицейскими мерами, сколько продуманной организацией движения. В той же Европе на дорогах, аналогичных по функциям нашим «федеральным трассам», полосы встречного движения разделяют не двумя полосочками краски, а нормальными металлическими отбойниками! Моментально и на корню решается проблема страшных аварий, связанных с выездами на встречную полосу! В той же Европе, кстати, вы нигде не найдете таких широких обочин как в России. И полосы движения у них узкие по сравнению с нашими стандартами. Но везде где только можно они стараются организовывать движение в каждую сторону по двум полосам. Благодаря этому пропадает необходимость выезжать «на встречку» для опережения тихохода, например. Если мы все так озабочены смертностью на дорогах, кто мешает у нас в населенных пунктах огородить проезжую часть в потенциально «перебегабельных» местах не символической оградкой, не достающей до колена первоклашке, а красивой металлической решеткой высотой метра полтора, скажем. Вот честное пионерское: в этом месте смогут сбить лишь пешехода, сознательно решившего покончить с собой! Но для этого нужно чтобы ответственные за дороги товарищи действительно пеклись о безопасности граждан, а не отчетностью перед начальством и вариантами «распила» бюджетов...