Высший пилотаж

Чтобы угнать автомобиль, не нужно иметь семи пядей во лбу: даже школьник, если он «дружит» с матчастью машины, способен за считанные секунды вскрыть и завести «тачку». Куда сложнее умыкнуть вертолет. Впрочем, как показывает жизнь, есть и такие умельцы.

Вертолет МИ-2 пропал в конце августа этого года с аэродрома Протасово, что неподалеку от Рязани. Причем, автором угона стал потенциальный покупатель «вертушки», по заказу которого рязанские умельцы собрали из пяти списанных МИ-2 один работоспособный аппарат. 29 августа на аэродром Протасово для оформления сделки по купле-продажи вертолета приехал заказчик из Дагестана, обещавший за собранный для него МИ-2 заплатить продавцам 150 000 рублей. Однако перед тем как подписать бумаги, покупатель заявил, что хочет опробовать «вертушку» в небе, дабы убедиться, что все узлы и механизмы работают как швейцарские часы.

Продавцы подвоха в просьбе не почувствовали и без задней мысли пустили клиента в кабину вертолета, а сами остались на земле, тем паче, что дипломат с деньгами покупатель передал на ответственное хранение в руки одному из продавцов. МИ-2 взмыл метров на 10 вверх, несколько секунд повисел в воздухе и рванул вперед, скрывшись вскоре за горизонтом. Стоит ли говорить, что ни покупателя, ни вертолета продавцы больше не видели. Да и дипломат с деньгами оказался не более чем психологическим трюком – внутри лежали несколько журналов.

Украденную «вертушку» тут же объявили в розыск, однако ее поиски осложнялись тем, что на борту отсутствовал регистрационный номер, да и сам летательный аппарат не числился в государственном реестре. Кроме того, если учесть, что с ноября 2010 года малой авиации разрешили летать без согласований с наземными диспетчерскими службами, пролететь на угнанном МИ-2 можно хоть полстраны – никто и не заметит.

Обнаружили краденный вертолет почти месяц спустя. 25 сентября правоохранители Ставропольского края, проезжая свалку в Новоалексеевском районе, заметили в поле странный предмет, по очертаниям напоминающий «вертушку». Подъехали поближе и ахнули: перед ними тот самый МИ-2, ориентировку на который они получили в начале месяца.

За вертолетом уже приехали собственники из Рязани. При первом осмотре летательный аппарат находится в технически исправном состоянии, следов аварии нет. Следствие рассматривает два варианта появления в полях ставрополья МИ-2 из Рязани: по одной из версий «вертушка» проделала весь путь – а это 1500 «кэмэ» – влет. Но у этой версии есть нестыковочка, ведь запас хода у МИ-2, даже с дополнительным топливным баком, всего 790 км, а это значит, что угонщик должен был как минимум дважды где-то заправиться (на момент угона топливные баки не были заправлены и на половину). А заправить вертолет – это вам не на «Жигулях» на придорожную АЗС заскочить. Таким образом, либо угонщики были хорошо подготовлены и на маршруте следования вертолета его ждали заправщики, либо верна вторая версия следователей – МИ-2 попал из Рязани в Ставрополь на фуре. В этом, в принципе, нет ничего сложного: откручиваются лопасти, а сама «туша» встает в полуприцеп, как будто там и стояла. Однако эта версия не устраивает правоохранителей, ведь не может фура с вертолетом на борту (на который, к слову сказать, у угонщиков не было настоящих документов) проделать столь большой путь и ни разу не напороться на гаишную проверку. Впрочем, прочь сомнения! От того, что милицию переименовали в полицию, уровень коррупции в силовом ведомстве меньше не стал и проехать два десятка постов ДПС с угнанным вертолетом не составляет труда, если на кармане у дальнобойщика есть «котлета» из банкнот Банка России.

К расследованию этого инцидента подключились сотрудники ФСБ. По некоторым данным, угонщик вертолета может быть участником бандформирования и летательный аппарат понадобился для осуществления очередного дерзкого теракта. Но что-то не срослось.