Свобода выбора

Попытки использовать проблемы 35-миллионной армии российских автомобилистов в личных целях в нашей стране предпринимались не раз. И, как правило, безуспешно. Но все случается впервые, и вот уже видный защитник прав моторизованных граждан — без пяти минут депутат Госдумы.

Знакомьтесь, кто не знает: Вячеслав Лысаков, лидер межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора». Хотя нет, сегодня эта позиция уже не звучит. Вячеслав Иванович нынче предпочитает представляться не иначе как членом федерального координационного совета «Общероссийского народного фронта», выдвинутым его отделением по Московской области на думские выборы. «Список партии утвержден», — гордо сообщает правозащитник в одном из недавних интервью.

Слав, ничего личного!

Правда, не всем единомышленника Лысакова, сделавшего себе имя на защите водителя Щербицкого (обвиняемого в гибели алтайского губернатора Евдокимова) и отстаивании права россиянина на правый руль, подобная трансформация по душе.
Вот крик души одного из его сподвижников, крайне болезненно воспринявшего факт перерождения радетеля интересов вечно униженных властью автовладельцев в более чем лояльного режиму начинающего политика. «Слав, я прошу исключить меня из рядов СВ по собственному желанию. Точнее — по нежеланию иметь какие-либо связи с «питерской» ОПГ. Пусть у меня кто-ньть флаг СВ заберет. Надеюсь, что он не засветится где-ньть рядом с путинюгендом или медведями. Ничего личного. Спасибо!». Оставим за скобками политкорректность и стиль письма, появившегося на форуме сайта «Свободы выбора». Но факт остается фактом — народ из движения, после его перерождения в одну из ячеек ОНФ и ЕР валом валит. Что, впрочем, совершенно понятно.

Народ и партия едины?

О смене ориентации некогда опозиционного лидера более чем красноречиво свидетельствует основная площадка свободновыборцев, на которой они встречаются, что-то обсуждают и планируют — сайт движения 19may.ru. Сегодня здесь меньше всего говорят об автомобильной жизни страны, о многочисленных проблемах моторизованных россиян. Зато сплошняком идут отчеты об очередных и внеочередных заседаниях и конференциях федерального координационного совета ОНФ. Тут же Лысаков взахлеб делится впечатлениями о своих дежурствах в приемных ЕР, с придыханием говорит о «блестящем полуторачасовом докладе Владимира Путина». Отмечает «политкорректность» главного лоббиста интересов МВД в повышении штрафов депутата Плигина, который, назначая Лысакову встречу, «сам по телефону позвонил и назвал день и час встречи, не поручив это секретарю. Что ж, приятно, воспитанный человек». Поет дифирамбы загубившему отрасль министру транспорта Ливитину, который, при виде правозащитника, «демократично вышел из-за стола»…

Очевидно, что людям, объединившимся под знаменами «Свободы выбора», чтобы хотя бы попытаться дать отпор власти, превратившей моторизованный люд в дойную корову (неудержимый рост цен на топливо, безумные страховые тарифы и ставки траспортного налога, бессмысленное и бесконечное увеличение штрафов, активное внедрение в обиход платных дорог, неискоренимо-повальная коррупция ГАИ и т.д) все эти реверансы сильным мира сего глубоко оскорбительны.

Особенно учитывая тот факт, что многолетние походы г-на Лысакова во власть (некоторое время назад в разговоре с вашим корреспондентом он признавался, что «как на работу ходит в Госдуму») не решали, не решают и не решат ни одной из перечисленных и многих других проблем. Наоборот — он сам придумывает новые!

На нары, блин, на нары!

Еще не став депутатом, Вячеслав Иванович уже предлагает беспрецедентно ужесточить наказание для водителей, виновных в гибели людей. Г-н Лысаков подготовил законопроект, согласно которому водитель, признанный виновным в ДТП со смертельным исходом, не сможет избежать уголовной ответственности путем примирения с родственниками погибших. По его логике, семья, лишившаяся, скажем, кормильца, должна довольствоваться посадкой виновника на долгий срок, а не значительными суммами компенсации, которые, по большому счету, и помогут ей выстоять в трудный момент.

Напомним, что ст. 75-76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ сегодня действительно предусматривают освобождение от уголовной ответственности лица, причинившего вред в ходе ДТП вплоть до смертельного исхода, если произошло примирение потерпевшей и виновной сторон. Но именно предусматривают, а не обязывают следователя или судью освобождать человека от наказания, даже если он заплатил. Более того, в Москве, например, вот уже более пяти лет действует негласное распоряжение руководителй Мосгорсуда, прямо запрещающее судьям это делать. То есть даже «расплатившись» с семьей погибшего, виновник получает срок, пусть, как правило, и условный.

И в этом, уверены практикующие адвокаты, есть большой резон. Ведь именно возможность не сесть в тюрьму, а отделаться условным наказанием в большинстве случаев и подвигает виновного на серьезную компенсацию (обычно это 500 000 – 1 000 000 рублей за одного сбитого, уж простите за невольный цинизм). Серьезные деньги, особенно если в семье безвременно ушедшего есть малолетние дети или другие иждивенцы. А теперь представьте, что обвиняемый железно знает, что, благодаря стараниям г-на Лысакова, точно сядет. Так с какой стати ему надрываться, изыскивая немалую сумму. А ведь людей сбивают не только нувориши и высокопоставленные чиновники, но и простые люди на «Жигулях», для которых и 10 000 «деревянных» — огромные деньги. И чтобы избежать тюрьмы они берут кредиты, продают недвижимость, поскольку примирение сторон подразумевает единовременную, а не растянутую на года, выплату всей суммы. А в случае посадки именно так и будет — родственники потерпевшего будут в течение многих лет получать копейки (много ли с сидельца, потерявшего работу, возьмешь?). Как, впрочем, и родственники виновника.

А не редки и такие ситуации, когда в результате аварии гибнут близкие люди водителя — сидящая рядом жена, например, или любимая теща, эвакуируемая с дачи. Что, г-н кандидат, и в этом случае человека надо сажать назло сиротам и тестю? Чтобы именно они выплачивали ипотечные кредиты, отказывались от ясель и отдыха в Крыму?

Есть и другие нюансы отечественной автомобильной жизни, когда человека, признанного виновным по суду, по жизни виноватить совсем не хочется. Я и о качестве наших дорог, например, которые в определенных погодных условиях делают из вполне добропорядочного и законопослушного водителя убийцу. И о качестве работы полицейских дознавателей и следователей, этих нюансов не замечающих.

Разделяй и властвуй

Одним словом, покидающие свои кресла государевы люди могут быть спокойны — идет достойная смена. К тому же, обласкав одного из известных неформалов, отформатировав его по своему образу и подобию, власть избегает пока чисто гипотетической опсности объединения многомиллионных автовладельческих масс в единый кулак. Ведь «Свобода выбора», объединись она с той же «Федерацией автовладельцев России» и рядом других региональных и межрегиональных союзов автомобилистов, вполне могла стать реальной политической силой, с которой невозможно было бы не считаться. Расколов же и без того неконсолидированное автомобильное сообщество этого уже можно не опасаться.

…Вячеслав Лысаков давно уже перестал отстаивать интересы тех, кто, в итоге, и привел его в списки ОНФ. Достаточно сказать, что последняя массовая акция СВ в защиту водительской братии состаялась летом 2008 года, а затем наступило безвременье пустого бла-бла-бла. Причем демагогической риторике бывшего («Свобода выбора») и будущего (Госдума РФ) народного трибуна могут позавидовать матерые политиканы. Так, объясняя свое страстное желание войти во власть, Вячеслав Иванович убеждает соратников, что это даст «возможность … рабочих контактов с руководством партии и правительства – это, значит, иметь наиболее эффективный способ лоббирования интересов, представляемых каждым из нас, членов КС ОНФ, социальных групп, не говоря уже о шансе провести своих коллег в законодательные органы. Отказываться от такого механизма либо его недооценивать – полагаю, удел людей либо недалеких, либо равнодушных». О том, что и Госдума, и заксобрания любого уровня давно и надежно превратились в цеха по штамповке указивок исполнительной власти, а партийные органы — в ее рупор, Лысаков скромно умалчивает.

Зато уже сегодня активно пользуется принятым во властных структурах телефонным правом (не стесняясь и даже с гордостью рассказывает о своих ночных звонках секретарю президиума генсовета ЕР Сергею Неверову, решающему в итоге возникшие — это ночью-то? — проблемы. Не иначе как с судьбами России связанные). Его уже не раздражают «мигалки» и вызывают понимание запредельные штрафы и платная эвакуация. Чудовищную коррумпированность ГАИ будущий депутат объясняет исключительно повальным стремлением водителей позолотить инспектору ручку.

Завтра он планирует оставить без кормильцев десятки тысяч женщин и детей (в стране в авариях гибнет ежегодно около 30 000 человек и в каждом ДТП кто-то виноват).

Послезавтра изменит отношение к правому рулю, да и вообще к рулю любому. А значит — и к человеку за этим рулем. Ну, это его выбор. А ваш?