Автодилеров расФАСуют

Федеральая антимонопольная служба (ФАС), судя по всему, всерьез заинтересовалась новой для себя темой – сферой продажи и обслуживания автомобилей. И действительно: не все же только на нефтяниках да на на страховщиках «оттаптываться»!

Похоже, российские официальные автодилеры таки договорились, в том смысле, что непрестанно задают себе вопрос: и кто меня за язык тянул писать в ФАС?! Напомним, что примерно месяц назад Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направила заместителю руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрею Кашеварову письмо с просьбой проверить дилерские договоры с автомобильными дистрибьюторами на соответствие антимонопольному законодательству. Мол, дистрибьюторы автомобильных марок, пользуясь своим монопольным положением на рынке, как хотят так и выкручивают руки бедным торговцам! Разберитесь, мол, с ними справедливые дяденьки из ФАС! Если учесть, что в ассоциацию РОАД входят такие серьезные сетевые продавцы машин как «Мэйджор Авто», «Рольф», «Автомир», «Независимость» и «Gense», то отреагировать на такой сигнал антимонопольщикам сам бог велел, как говорится.

И они отреагировали. И, похоже, совсем не так как ожидали ударившиеся в эпистолярное творчество торговцы. На днях с трибуны «Форума Адама Смита» заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Михаил Федоренко неожиданно поведал, что граждане жалуются на завышение стоимости гарантийного техобслуживания и оригинальных запчастей, на отсутствие возможности пройти техобслуживание во время гарантийного срока у неофициальных дилеров; неофициальные дилеры — на отказ дистрибуторов поставлять им оригинальные запчасти.

По словам чиновника, ФАС считает, что продажи новых автомобилей под действие антимонопольного законодательства не подпадают: дистрибуторы и дилеры не занимают на рынке доминирующего положения. То есть стенания торговцев автомобилями пропали впустую. Но зато антимонопольное ведомство заинтересовалось любимой кормушкой официальных дилеров – авторизованным гарантийным обслуживанием со всеми его прелестями в виде многократно завышенными по отношению к рынку ценами на запчасти и работу. Представитель антимонопольного ведомства уверен, что многие официальные дилеры занимают доминирующее положение на рынке гарантийного обслуживания автомобилей конкретной марки — в некоторых регионах доля таких дилеров близка к 100%.

То есть, пока потребитель выбирает автомобиль, проблем с конкуренцией нет, но, как только он сделал выбор, рынок для него схлопывается — в период действия гарантии почти все идут к официальному дилеру. «Техобслуживание и оптовая продажа запчастей — рынки, расследования на которых могут перерасти в дела о нарушении антимонопольного законодательства», заявил Федоренко.

По его словам, в ЕС, например, с 1 июля прошлого года запрещено ограничивать продажу запчастей независимым автосервисам, а также запрещать использование неоригинальных запчастей при ремонте автомобилей. ФАС, со своей стороны, предлагает отделить рынок продажи машин от рынка услуг, позволив компаниям получать отдельно дилерство по продаже и по обслуживанию автомобилей; ввести процедуру аккредитации сервисных центров; разработать и ввести техрегламенты на обслуживание автомобилей — это позволит контролировать качество обслуживания, объясняет Федоренко. Также предлагается ввести запрет на ограничение продаж оригинальных запчастей неофициальным автосервисам.

Таким образом, торговцев из Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» можно от души «поздравить»: поговорка «не рой другому яму, сам в нее попадешь» сработала в их случае в полной мере. Искренне надеемся, что из этой «ямы» так называемые официальные дилеры вылезти не сумеют – на радость всей автомобильной общественности.