Лики модернизации

Госдума РФ продолжает переливать из пустого в порожнее – в понедельник Комитет по транспорту и Комитет по природным ресурсам провели заседание Круглого стола, где парламентарии пытались оценить перспективы развития «экологичного» транспорта в России.

Идея похвальная, и, главное, модная, особенно в свете всеобщей российской модернизации, вот только есть подозрение, что сам процесс, в итоге, либо превратится в очередной фарс, либо – в «распилочную».

Обсуждать столь глобальный вопрос в одиночку парламентариям, похоже, было скучно, поэтому, на этот Круглый стол зазвали не только законотворцев, но и представителей Министерства природных ресурсов, Минпромторга, членов Правительства Москвы и даже норвежских транспортников, которых привлекли в качестве иностранных экспертов. В общем, обставлено все было по-взрослому. На собрание даже производителей подтянули. Вот только зачем все собирались в очередной раз – непонятно.

Итогом не самого длительного, надо признать, мозгового штурма стал... «пакет рекомендаций», в который, в лучших традициях советских Пленумов ЦК вошло «предложение разработать и внедрить на практике меры государственной поддержки с использованием зарубежного опыта». Проще говоря, думцы сами себе рекомендовали разработать соответствующий законопроект с учетом высказанных пожеланий и критериев.

Вот только ответы на их многочисленные вопросы уже давно никакой тайны из себя не представляют. Дело в том, что в качестве первоочередных мер были названы: рассмотрение возможности обнуления импортной таможенной пошлины на электромобили, применение пониженной ставки НДС в отношении электромобилей, а также стимулирование выдачи прямых субсидий покупателям. Все то, что давно и вполне успешно используется в Японии, в Штатах и в Европе. Жаль, что к диалогу не подключили британцев из BVRLA (Британская ассоциация по аренде транспорта), которые наглядно продемонстрировали, что любой гибридный или электрический автомобиль в своем нынешнем виде окупается в полтора раза дольше машины с экологичным турбодизелем.

Как-то опустили парламентарии в процессе обсуждения и тот факт, что львиную долю выбросов СО2 в российскую атмосферу обеспечивают не машины, а промышленность, и что помимо пресловутого углекислого газа из труб подспудно валит еще и вся таблица Менделеева. В конце концов, никто из них даже не подумал над тем, что стране, где до сих пор не могут полноценно ввести давно забытый европейцами стандарт Евро-2 и заставить нефтедобытчиков производить нормальное топливо электромобиль, по большому счету, нужен, как рыбе зонт. Хотя кого это волнует. Выборы на ному, поэтому, раз сказано «модернизировать», будем работать...

В общем, круглый стол прошел в полном соответствии с партийной установкой – все в очередной раз сделали умное лицо, покачали головами, выдали «пакет рекомендаций», и ни к чему более менее внятному так и не пришли.

 

Зато, кое-кто из присутствующих уже смог прикинуть возможную отдачу. Производителям об этом думать пока рановато – формально они готовы начать поставки «зеленых» автомобилей, чуть ли не завтра, но без соответствующей господдержки и развитой инфраструктуры для них это превратится в бессмысленную трату денег. Вот для оскандалившейся на новогодних отключениях электроэнергии МОЭСК лишние 28 зарядных станций обузой не станут – прибыльность у энергетического монополиста такая, что они могут повесить бесплатную розетку для электрокара на каждом столбе.

Правда, с точки зрения развития инфраструктуры этот проект, мягко говоря, дохловат – что такое 28 станций на 47 000 квадратных километров? Да любой современный электрокар от станции до станции едва ли доберется.

Однако самая «вкусная» идея все же пришла из стана производителей. Выступавший на заседании директор по стратегии, планированию и партнерствам Renault в регионе Евразия Максим Бонито заявил, что в числе прочих мер стимуляции потребителя, местные и региональные власти должны проводить госзакупки «зеленого» транспорта, дабы показать пример жителям, а также на собственной шкуре испытать налаженную властями же инфраструктуру. Этой же стратегии, кстати, придерживается и руководство «Рольф-Импорт» – единственного пока действующего импортера электромобилей в нашей стране, и по совместительству главного лоббиста идеи внедрения экологичного транспорта в чиновничьи автопарки. Отличная мысль, особенно в свете последних выложенных на «госзакупках» контрактов. Так что сотня-другая миллионов рублей погоды тут не сделают. Их просто не заметят. Ведь никто же не против, что в придачу к уже имеющемуся BMW, Администрация Президента прикупит каждому сотруднику еще и Mitsubishi i-MiEV. За пару миллионов. Ну, так, эксперимента ради. Вдруг поедет...