Новая «классика» АвтоВАЗа

Первый официальный тест-драйв новинки LADA Granta провел АвтоВАЗ для автожурналистов. Двести восемьдесят километров по горной трассе от Красной Поляны и по прибрежному серпантину до Лазаревского плюс испытания на Сочинском автодроме позволили составить первое впечатление о новой «классике» завода.

Новая «классика», народный автомобиль… Заводчане недаром часто используют именно эти определения применительно к модели. Ведь она пришла на смену последним представителям вазовской «классики» LADA 2105 и 2107, а также седанам LADA Samara и LADA Kalina. Granta — новый современный российский переднеприводной седан экономкласса — в декабре поступит в продажу в низшей версии «Стандарт» по «народной» цене 229 000 рублей. Другими словами, предназначение модели — заменить на просторах России самый наш массовый и доступный по цене автомобиль.

Итак, в марте 2009 года появился первый эскиз модели с рабочим названием Low Cost («дешевый»). Проект был амбициозным: в короткий срок создать многофункциональный, комфортный современный автомобиль для самого широкого круга потребителей — от домашней хозяйки до бизнесмена или менеджера средней руки, от студента до пенсионера, рабочего и чиновника, для холостых и семейных, для жителей больших и провинциальных городов, сельской глубинки, для тех, кто ездит каждый день и лишь по выходным. То есть машина должна быть практичной, вместительной, прочной, с минимальной стоимостью владения, но обязательно современной. А в целом — народной.

Для Granta выбрали платформу Kalina. Потому как она была разработана в цифровом формате, что позволяло провести математическое моделирование и виртуальные испытания по аэродинамике и пассивной безопасности. На этой платформе размещался достаточно просторный салон, она позволяла обеспечить перспективные нормы пассивной безопасности, оснащалась современным оборудованием. И вообще была настолько удачной, что «Renault», как недавно сообщалось, намерена обсудить с АвтоВАЗом возможность покупки этой платформы, модернизированной для LADA Granta, под выпуск ультрабюджетных автомобилей компании, предназначенных для рынков Индии и стран Юго-Восточной Азии.

Качественное производство деталей, сборка, окраска Granta гарантировались и тем, что выпуск модели должен был осваиваться на той же промплощадке, что и Kalina, оснащенной оборудованием от ведущих мировых компаний, с использованием робототехники и новых технологий.

Вазовцы, изначально определив, что новая модель будет малобюджетной, экономкласса, во главу угла поставили весьма непростую задачу снизить ее себестоимость без потери качества и потребительских свойств. Так, снижение стоимости разработки модели достигалось и тем, что конструкция LADA Granta тщательно отрабатывалась с помощью цифровых технологий и методик альянса «Renault-Nissan», автокомпоненты создавались в сотрудничестве с мировыми фирмами, оснастка важнейших деталей заказывалась в ведущих компаниях Германии, Японии, Кореи и Италии.

Кроме того, разработка новых конструкций компонентов автомобиля позволила уменьшить количество деталей различных узлов (а значит, и цену производства) без снижения важнейших характеристик модели, таких как безопасность, качество, удобство и надежность. Вот несколько примеров: облицовка радиатора интегрирована с передним бампером (у Kalina 9 деталей, у Granta — 3); в панели приборов седана Kalina 52 детали, у Granta — 39; в обивке двери у первой 15 деталей, у второй — 3.

Себестоимость Granta снижена, конечно, и за счет упрощенной комплектации версии «Стандарт». Но и она ощутимо превосходит по качеству и потребительским свойствам старую жигулевскую «классику».

Но не следует полагать, что в конструкции Granta нет ничего нового по сравнению с Kalina. В новинке использовано около 400 оригинальных автокомпонентов (около 260 приобретается у поставщиков). Это передние и задние крылья, капот, крышка багажника, детали кузова, светохника, бамперы, панель приборов, сиденья, система пассивной безопасности, системы охлаждения двигателя и выпуска отработанных газов, топливная система, привод КП и многое другое.

Для новой модели специально модернизировали калиновскую переднюю и заднюю подвески. Конструкция передней серьезно улучшает курсовую устойчивость и управляемость автомобиля. Впервые в практике АвтоВАЗа на Granta появилась задняя подвеска с отрицательным углом развала колес, который устанавливается на заводе и не требует регулировки, а также положительное схождение задних колес. Эти изменения призваны улучшить ходовые характеристики и обеспечить большую устойчивость автомобиля на дороге.

Наконец, Lada Granta получила новый силовой агрегат. Модель будет оснащаться тремя двигателями. В комплектации «Стандарт» это один из калиновских вариантов — двигатель 11183 объемом 1,6 л и мощностью 84 л.с. и 5-ступенчатая МКП. Для версий «Норма» и «Люкс» разработан модернизированный 8-клапанный мотор 21116 (90 л.с., 1,6 л) с облегченной шатунно-поршневой группой, который отличается экономичностью и низким уровнем шума и вибрации. В комплектации «Люкс» будет предлагаться 16-клапанный движок 21126 мощностью 98 сил, используемый также на LADA Priora и в некоторых версиях LADA Kalina.

Итак, чем лучше «наша LADA Granta», как ее ласково называют заводчане, вазовской «классики»? Она отличается современной платформой; более вместительным салоном и весьма объемным багажником — аж 480 л; передним приводом, а значит, повышенной безопасностью; лучшими ходовыми качествами; более высокой степенью пассивной безопасности; мощным и тяговитым мотором; экономичностью; кардинально улучшенной эргономикой; более высокой коррозийной стойкостью; надежностью узлов и агрегатов; большим межсервисным интервалом (15 000 км) и гарантийным периодом (3 года).

И, резюмируя, подчеркнем: АвтоВАЗ предлагает новый недорогой автомобиль с лучшим соотношением цена/качество на нашем рынке.

А теперь от теории — к практике. На сочинском тест-драйве мы попытались определить, насколько объявленные привлекательные потребительские качества новой модели соответствуют действительности. Что ж, прямо скажу — Granta понравилась. Все сказанное выше вполне соответствует реальному серийному автомобилю в комплектации «Норма», который нам предоставил производитель для тест-драйва.

Первые тесты прошли на Сочинском автодроме. Дождь, мокрое дорожное покрытие. Скоростная трасса с крутыми поворотами, прямыми разгонными участками, затяжными виражами, ретардами и т.д. Сразу отмечаю, что мотор звучит намного тише, чем в Kalina. Благодаря «короткой» рулевой рейке у Granta на «баранке» дорогу чувствуешь острее, она вполне информативна. Переставка без труда проходится на 40–50 км/ч, хотя можно было бы и порезвее. В виражах крены небольшие, усилия на руле вполне приемлемые.

Мотор, конечно, достаточно динамичный, лучше всего тянет на второй передаче при 2100–3500 об/мин. Передачи переключаются четко, ходы передач я назвал бы вполне уместными. На прямых при разгоне машина не «тупит», уверенно — в рамках своего класса — набирает скорость, тормоза достаточно активны. Однако мокрый асфальт заставлял ограничивать желание давить «до пола».

Длинная дорога по серпантину от Красной Поляны до Лазаревского не поколебала положительного впечатления от Granta. На горных подъемах она неплохо, без форсажа на средних оборотах тянула с тремя седоками на борту. Повороты проходила без напряжения для водителя. При необходимости легко выходила на динамичный обгон на коротком отрезке горной дороги. В целом поведение машины в разных условиях показалось предпочтительней, чем у Kalina.

Теперь о деталях. Передние сиденья удобны, но на крутых виражах держат тело слабовато — хотелось бы иметь более жесткие боковые валики. Их, кстати, обещают. Сзади трое рослых мужчин тоже будут чувствовать себя достаточно комфортно. Обшивка дверей и торпедо не гремят. Покрытие руля мягкое, приятное на ощупь. Откидное заднее сиденье открывает площадку для комфортного сна в полный рост. Приборы читаются легко, а вот показания на дисплее бортового компьютера видны плоховато, да и стекло бликует, поэтому хорошо бы сделать циферки поярче, а лучше — цветными. Совершенно неоправданно «экономическое» решение не ставить на версиях «Стандарт» и «Норма» ручек над дверями — без них весьма неудобно как выходить, так и ездить по тряской дороге. Ну и конечно, нельзя экономить и «обувать» Granta в те покрышки, что были на ней во время теста. Мало того что эта резина визгливая — порой кажется, что в нее забыли вложить натуральный каучук, в итоге шины во многом «съедают» все положительные свойства подвески и тормозов.

В целом же по многим показателям мне Granta в качестве народного семейного автомобиля понравилась даже больше, чем Kalina.

Михаил Ростарчук
Сочи-Москва