Страховая бессмыслица

Когда в 2002 году страховые компании додумались до «европротокола», суть затеи сводилась к тому, чтобы показать насколько они заботливы. На самом деле схема оформления ДТП без участия ГАИ была нужна только для того, чтобы отказывать клиентам в возмещении.

Водитель – не оценщик. Он не знает, сколько стоит царапина на бампере его автомобиля и никогда, ни при каких обстоятельствах этого не узнает. Даже прямо с места аварии позвонив любому дилеру, он получал расценки только их сервиса, а они никогда не совпадают с расценками самой страховой компании. Поэтому приехав к себе в страховую за возмещением без справки об аварии он, как правило, не получал ничего. В особо изощренных ситуациях его еще и ГАИ наказывала за оставление места ДТП.

Косвенно это массовое надругательство над «европротоколом» подтвердил «Российский союз автостраховщиков» (РСА). Согласно его данным, средняя выплата по ОСАГО составляет 23 200 рублей. Из этого следует, что даже в случае тяжких аварий с разгромом техники под списание, люди все равно получили жалкие копейки. Ведь за январь — сентябрь 2011 года по данным РСА произошло 1 795 624 страховых случая и 1 774 326 из них были урегулированы как раз на эту смешную сумму. То есть страна у нас ездит аккуратно и машины бьет тихонько, на малых скоростях, вежливо вписываясь в лимит возмещения? И только в 8702 ДТП сумма «европротокола» был превышена? А согласно статистике ГАИ за этот период в ДТП погибло 19 426 человек. То есть все они уместились в 8702 аварии? Или люди гибли в катастрофах, в которых слегка поцарапался бампер и треснула одна фара?

Но если заставить себя поверить в цифры РСА, тогда зачем нужно увеличивать ставку «европротокола» в два раза, если 95% ДТП прекрасно укладываются в отведенный лимит?
Затейливый глава думского комитета по финансовому рынку Владислав Резник, придумавший своим законопроектом поднять клиентскую лояльность удвоением суммы возмещения, полагает, что это позволит улучшить ситуацию на дорогах, доверчивые люди перестанут теребить ГАИ по пустякам и продолжат цивилизованно разбираться без посторонних. Но репутация страховых компаний не способствует доверию. Каждый, кто хоть раз обращался за возмещением, готов к обману страховщиком и когда на кону стоит уже не одна фара и царапина, а две фары и бампер, а стоимость ремонта по-прежнему не подлежит исчислению в реальных деньгах, оснований отказываться от вызова ГАИ вообще не остается. Если раньше смелые могли рискнуть на 25 000 руб. то теперь рисковать предстоит 50 000 руб. А зачем? Чтобы вырос масштаб оскорбления от страховой компании? Чтоб пострадать на более весомую сумму?

Но главная проблема «европротокола» все же не в этом, а в том, что ГАИ вообще не нужна на месте ДТП. Если авария обошлась без трупов, то полиции тут делать нечего. Вот когда несогласные участники аварии схватятся за бейсбольные биты, тогда полиция будет к месту. Но не ГАИ, а ОМОН. В остальных случаях и, в первую очередь, в Европе, с которой мы так коряво скопировали свою версию урегулирования, полиция на аварии не выезжает вообще.