Олдскул и трансформер

Вопреки нездоровой критике, наперекор финансовым кризисам и давлению конкурентов компания «Harley-Davidson» практически ежегодно и масштабно обновляет старые и выводит на рынок новые модели мотоциклов.

Разумеется, в своем фирменном стиле: вроде никаких революционных изменений и технических прорывов нет, а поди ж ты, новинка сезона! Парни из Милуоки весьма преуспели в разработке золотой жилы под названием кастом*, доведя (причем в серийных масштабах) данную разновидность мотоискусства до виртуозного совершенства.

* Кастом (англ. custom) — мотоцикл, изготовленный на заказ в единственном экземпляре. Производители мототехники слово custom взяли на вооружение, и появилось понятие «заводской кастом».


Модель Harley-Davidson Softail Blackline — ярчайший образец заводского кастома, выполненного в нарочито олдскульной стилистике. Мотоцикл 2012 модельного года, а выглядит как байк из середины прошлого столетия. Построен он на шасси Softail (в переводе с английского — «мягкий зад»), имитирующем жесткую мотоциклетную раму hard tail 40-х годов XX века без задних амортизаторов. На самом же деле у Softail задний амортизатор имеется, просто его не так просто увидеть под коробкой передач. Конструкторы «Harley-Davidson» с 1984 года (дебюта линейки Softail) на этом шасси построили не один десяток моделей мотоциклов. Но с Blackline («Черная линия») переплюнули самих себя, проявив несвойственную янки педантичность, в прямом смысле воссоздав в мельчайших подробностях олдскульную классику жанра.

Силуэт максимально занижен, профиль чист — весь визуальный акцент на мотор. Переднее спицованное колесо с одиноким тормозным диском воспринимается как вызов сегодняшнему времени, где все помешались на высокотехнологичных трендах, а мотоциклы без двух тормозных «тарелок» размером с НЛО и трекшен-контроля не ровен час вообще запретят производить и эксплуатировать. Кстати, лично мне одного переднего тормоза на Blackline хватало с запасом и на горных серпантинах, и даже в экстренном режиме торможения. Понятно, эффективность тормозной системы не как у спортбайка! Но Blackline не залповый b-52 для малолетних камикадзе. Это дорогущий виски двадцатипятилетней выдержки из глухой ирландской деревни. Употреблять его надобно не спеша и без высокооборотистой суеты.

На Blackline установлен мотор Twin Cam 96 воздушного охлаждения. Бодрый старт с хорошим откликом двигателя на резкое обращение с ручкой газа. Разгон до 80 км/ч дается легко. Как только силовая установка раскручивается свыше 3500 об/мин, напор ускорения заметно снижается. Правда, после 120–130 км/ч ускоряться нет никакого желания. Складывается впечатление, что и так мчишься на запредельной скорости. Дрегрейсинг, прохождение поворотов в фантастических наклонах — Blackline придумывался вовсе не для получения адреналинового удивления. «Черная линия» — мотоцикл для души, для олдскульной души. Хотя надо отметить, что за счет умеренной (по меркам класса) ширины задней покрышки (всего-то 140 мм) Blackline, невзирая на свою растянутую колесную базу, самые крутые повороты «прописывает» не хуже обычного дорожного мотоцикла.

Еще одна новинка 2012 года — модель Harley-Davidson Dyna Switchback. Это опять некая кастом-производная, только уже «вычисленная» на хорошо известном шасси модельного семейства Dyna. Проектируя Switchback, дизайнеры «Harley-Davidson» ни о каком олдскуле и не думали, здесь они решили сами выступить в роли основоположников традиций и новых тюнинг-направлений. Скажем, двигатель Twin Cam 103 целенаправленно лишили балансирных валов и закрепили в раме через резиновые сайлент-блоки (на том же Softail мотор к раме прикручивается жестко). По мнению разработчиков, ощутимые вибрации, сотрясающие Switchback после пуска двигателя, делают мотоцикл более живым и придают байку неповторимую оригинальность.

Кастом-фишка номер два: Switchback штатно комплектуется огромным ветровым стеклом и пластиковыми боковыми кофрами, но если вы не собираетесь в мотопоход, все эти туристические девайсы можно убрать с мотоцикла в течение одной минуты. Правда, если быстросъемные механизмы боковых кофров спрятаны под верхними крышками с запирающимися замками, то ветровое стекло от продвинутых воришек ничем не защищено. Впрочем, нет сомнений: наши кулибины какую-нибудь «секретку» придумают, дабы усложнить жизнь похитителям мотозапчастей.

По ездовым свойствам Switchback — добротно скроенный круизер, «заточенный» на дальние вояжи. Треугольник «руль, сиденье, подножки» формирует у пилота абсолютно прямую посадку со слегка вытянутыми вперед ногами. С набором скорости уровень вибраций уменьшается, и вместо разрывающего на куски тяжелого рока мотор начинает играть мелодию умиротворяющего блюза. Двигатель Twin Cam 103 помимо отменной тяги на низких оборотах обладает хорошим моментом и на средних. Если двигаться со скоростью 80–90 км/ч, то в принципе по барабану, какая там у вас включена передача — третья или четвертая. Шестиступенчатая КП Cruise Drive каких-то особых нареканий не вызвала. Все как всегда: первая передача включается под оглушающий «клац» на необкатанной технике, порой возникают проблемы с поиском нейтральной позиции, остальные передачи находятся четко, без заеданий и попаданий на «лженейтрали».

В общем, Switchback — хороший пример прагматичного кастома со свойствами этакого байка-трансформера, пригодного как для ежедневной эксплуатации, так и для путешествий.

Таблица технических характеристик

Harley-Davidson Softail Blackline

Рабочий объем (см3) 1584

Степень сжатия 9,2:1

Система питания впрыск

Охлаждение воздушное

Крутящий момент (Нм) 125 при 3500 об/мин

Габаритная длина (мм) 2410

Высота по седлу (мм) 655

Сухая масса (кг) 294

Емкость бака (л) 18,9

Harley-Davidson Dyna Switchback

Рабочий объем (см3) 1690

Степень сжатия 9,6:1

Система питания впрыск

Охлаждение воздушное

Крутящий момент (Нм) 126 при 3500 об/мин

Габаритная длина (мм) 2360

Высота по седлу (мм) 695

Сухая масса (кг) 320

Емкость бака (л) 17,8