Классики и современники

Интересно, кто-нибудь сейчас задумывается над вопросом: а какие машины по прошествии некоторого времени будут считаться классическими внедорожниками начала века? Современные Jeep Grand Cherokee и Volkswagen Touareg имеют все шансы попасть в подобный пантеон.

По каким именно моделям современных авто будут ностальгировать любители внедорожного адреналина лет этак через двадцать-тридцать? С классикой типа уже который год отправляемого на вечный покой Land Rover Defender или с неистребимыми модификациями замшелого уазовского «козла» все понятно — это транспорт для «эстетов» и вынужденно выносливых военных.

Первый из героев этой заметки, Jeep Grand Cherokee, — одно из свежайших проявлений американской школы гражданского полноприводного автомобилизма. В противовес ему напрашивается нечто европейское. И практически единственный подходящий кандидат — Volkswagen Touareg последней генерации. Разумеется, внедорожная классика, пусть и классика далекого будущего, должна быть дизельной.

Сравнивать эти машины между собой удобно: в списках комплектаций обеих имеется 3-литровый дизельный двигатель, агрегатированный с АКП. И стоят такие машины «в базе» примерно одинаково — слегка за два миллиона рублей.


Достаточно одного взгляда на машины, чтобы понять, что одна из них родом из-за океана, а вторая — плоть от плоти крупнейшего европейского автопроизводителя. Каждый, кто хоть немного интересуется автомобилями, знает, что если ты видел хотя бы один Volkswagen, считай, что знаком со всеми остальными машинами модельного ряда фирмы. Touareg в этом смысле не исключение. Корпоративный стиль проявляется прежде всего в формах внешней оптики и решетки радиатора. Да и прочие детали экстерьера, включая изгибы линий силуэта, совершенно недвусмысленно намекают на родство с тем же Golf, к примеру.

С Grand Cherokee все немного иначе. В том, что он по-американски брутален, ни у кого сомнений возникнуть не может. Изрядную долю классических для старых «индейцев» атрибутов этот Grand подрастерял, но главное осталось. Одно из прошлых поколений Cherokee в России не без оснований именовалось за характерную внешность не иначе как «кирпич». Нынешний Grand отчасти пошел по пути «предка». Чтобы закруглиться с описанием внешности, заметим, что в при взгляде в профиль на «морду» машины сочетание линий капота, бампера и форм головной оптики вызывает стойкую ассоциацию с шлемом имперского штурмовика из небезызвестных «Звездных войн». Что лишний раз подтверждает, что Grand — стопроцентный «янки».

Внутри каждый из классиков будущего уверенно продолжает сюжетную линию, начатую экстерьером. Интерьер Touareg, как и любого Volkswagen, даже не напоминает, а чуть ли не копирует внутреннее убранство прочих своих легковых «однофамильцев». С поправкой на дерево и «кожу-рожу» в отделке, разумеется. Особенно это касается различных деталей второго плана вроде всевозможных переключателей. А при взгляде на приборную доску понимаешь, что ты это уже видел. Причем не раз. Чтобы предъявить «фольксвагеновской» эргономике серьезную претензию, надо нешуточно постараться. И в этой связи отчасти становится понятно, почему фирма совершенно сознательно залезла в ловушку стилистического однообразия своих моделей. Резон, видимо, таков: ничего, что внутренности всех наших машин как под копирку, зато все качественно, логично, на правильном месте и под оптимальным углом. И подобный подход касается всего: начиная с принципов навигации фирменной мультимедийной системы с сенсорным дисплеем и заканчивая жесткостью и степенью боковой поддержки водительского сиденья. Общее впечатление: скучновато, конечно, зато все качественно, удобно и практично.


Как и положено типичному «американцу», логика организации интерьера Grand Cherokee совершенно понятна и привычна для заокеанского аборигена, но местами странновата для человека, привыкшего к европейским машинам. Еще даже не успев зафиксировать внимание на каких-то конкретных деталях салона, понимаешь, что сидишь в «американце». Несмотря не качество материалов отделки, несмотря на все богатство комплектации, в дизайне интерьера неуловимо чувствуется какая-то азиатчина. Не современная, люксовая, а та первородная, с которой восточный автопром давным-давно впервые явил миру свое лицо с решительно сдвинутыми бровями и самурайским блеском в глазах. Впрочем, просто мы ассоциируем эти где-то слишком рубленые, где-то чересчур скругленные линии с низкосортным азиатским дизайном. В свое время, в конце прошлого века, подобные штрихи были фирменным знаком американского автопрома. Янки в своей Америке ездили на таких машинах и совершенно не парились по подобным пустякам! Глобализация заставляет всех автопроизводителей подтягиваться под некий общий стандарт дизайна и качества исполнения, однако национальные «уши» в той или иной степени торчат там и сям. И это замечательно!

По большому счету Jeep предложит своему европеизированному владельцу два основных повода для смены эргономических привычек. Во-первых — подрулевые переключатели. По сути он один — левый. Справа, согласно американской народной традиции, должна торчать «кочерга» селектора АКП. Поскольку для среднего европейца такой эргономический нюанс выглядит чересчур экзотично, на рынки Старого Света поставляются авто с селектором, расположенным в более привычном для нас месте — между передними сиденьями. В результате левый подрулевой переключатель, вынужденный работать за двоих, несколько перегружен функциями, на европейский взгляд. Впрочем, это свойственно всем моделям американского рынка, адаптированным для продаж на континенте. Во-вторых, еще можно было бы попенять на перегруженный информацией монитор мультимедийного центра на центральной консоли, но это уже чистой воды вкусовщина. То же, впрочем, касается и передних кресел, не блещущих боковой поддержкой.

На ходу, особенно при маневрировании в стесненных условиях и при езде по городу, всплывает более серьезный недочет. Мощные передние стойки Grand Cherokee в комплекте с массивными «лопухами» наружных зеркал заднего вида создают водителю слишком уж большие по современным меркам «слепые зоны».

С другой стороны, эта особенность прекрасно вписывается в общий имидж автомобиля. За его рулем ты чувствуешь, что управляешь большой и мощной машиной. Смотришь из-за руля на по-грузовому торчащий вперед капот и проникаешься смыслом выражения «маешь вещь!». На скорости никаких аналогий с управлением грузовой техникой вы, само собой, не обнаружите. 240-сильный дизель в паре с 5-ступенчатым «автоматом» мощно, но плавно перемещает машину как по городу, так и по грунтовкам. Загонять в серьезные «грязи» Grand, даже при наличии пневмоподвески, серьезно увеличивающей клиренс, мало кто из потенциальных владельцев отважится. Зато любой бордюр или городской сугроб сей современный «классический внедорожник» покорит играючи.


А Touareg, при аналогичной внедорожной вооруженности как в смысле трансмиссии, так и с точки зрения пневмоподвески, в динамике и управлении воспринимается совершенно иначе. Тут и в помине нет столь важного для некоторых ощущения, будто ты пилотируешь чугунный утюг. Практически любого размера Volkswagen рулится как легковушка. Да, с некоторой поправкой на массу и высоту кресла водителя над дорогой, но все равно ты чувствуешь себя за рулем легковой машины, хоть тресни! Да и динамика тут абсолютно легковая! 200 дизельных лошадок и, главное, современный 8-ступенчатый «автомат» весело пинают тебя в спину при интенсивных разгонах. Сравнивая динамические способности машин, довольно быстро понимаешь, что «немец» хоть ненамного, но шустрее. И дело тут, судя по всему, не в том, что «американец» на сотню килограммов тяжелее (примерно 2,2 тонны против 2,1). «Лишние» 40 лошадиных сил под капотом Grand (240 против 200 у Touareg) с лихвой компенсируют этот досадный нюанс. Заметную фору Volkswagen получает благодаря коробке. Все-таки восемь сближенных передач куда лучше разгоняют авто, нежели пять обычных. А по внедорожным качествам эти бесстрашные покорители городских сугробов и дачных грунтовок вполне стоят друг друга. И опционная пневмоподвеска, увеличивающая дорожный просвет Touareg до внушительных 300 миллиметров, играет тут не последнюю роль.