Китай отказывается от инвестиций

Китайское руководство прекратит поощрение иностранных инвестиций в автомобильное производство для того, чтобы открыть путь к «здоровому развитию» отечественного авторынка, на котором внезапно стал падать объем продаж.

Пекин пересмотрел список промышленных и технологических секторов, в которые он хотел бы привлечь иностранные инвестиции. Из этого списка выпал и автопром, но приоритетными стали развивающиеся отрасли и отечественные предприятия, ориентированные на освоение и разработку новейших научно-технических разработок мирового значения. Это решение положило конец семилетнему периоду предоставления налоговых и тарифных льгот для импорта заводского оборудования в автопром. Однако китайское правительство намерено и далее поощрять иностранные инвестиции в тех случаях, когда они касаются технологий, связанных с выпуском авто с самыми передовыми и экономичными силовыми установками, использующих новые виды топлива и электроэнергию.
Китай, рынок легковых автомобилей которого является крупнейшим в мире, в течение последних пяти-шести лет завлек на него мировых автопроизводителей, вложивших в совместные предприятия миллиарды долларов. GM, VW, «Toyota» и многие другие бренды работали в Поднебесной не только через совместные предприятия , но и привлекая другие местные промышленные и автосборочные предприятия. Рост и прибыли крупнейших зарубежные автопроизводителей все в большей степени стали зависеть от их бизнеса в Китае по мере того, как рынки в северной Америке и Европе «перегревались».

- Теперь им будет гораздо сложней получать разрешение на строительство новых заводов, если они не завязаны на выпуск авто с силовыми установками, работающими на новых технологиях и видах топлива,- замечает шанхайский аналитик Дженни Гу.
Страна должна сконцентрироваться на поощрении новых секторов промышленности, говорится в соответствующем заявлении Комиссии по развитию и реформам КНР, с тем, чтобы произведенная ими продукция была бы более сложной и более конкурентноспособной на мировом рынке. Нет сомнений в том, что такую реальную модернизацию промышленного производства, в частности автомобилей, власти Китая проведут успешно и в самые короткие сроки.

Вот несколько характерных цифр. Общие продажи автомобилей в КНР за 11 месяцев минувшего года выросли на 2,6%, в то время как реализация легковых авто – на 5,3% достигнув 13,1 млн штук. А в 2010 году рост продаж легковых авто вырос аж на 32%! Отсюда и возникшая у китайского руководства озабоченность судьбами родного автопрома. Однако аналитики полагают, что производственные мощности китайского автопрома позволяют ему в 2011-2012 года увеличить выпуск легковых авто на 40% и достичь 27 млн. штук в год!
Характерно, что решение поощрять инвестиции, способные привести к массовому выпуску авто на новой энергетике, было принято в стране, автомобильный парк которого один из самых экологически опасных в мире. Министр науки и технологий КНР Ван Ганг заявил в конце минувшего года о том, что Китай нужен НИОКР, который позволит в кратчайшие сроки наладить массовый выпуск электромобилей и стандартизировать производимые литий-ионные батареи. Китайское правительство поставило целью наладить к 2015 году ежегодный выпуск 1 млн. электромобилей.

Думается, что российскому руководству есть чему поучиться у китайских коллег в плане перспективной модернизации и развитию отечественного автопрома – несмотря и даже вопреки нашим запасам углеводородного топлива. Ведь в России, в которой уже самый большой в Европе авторынок, - есть интересные наработки в сегменте электромобилей и авто на водородных топливных элементах. Стоило бы именно в этом плане приступить к реальной модернизации и инновациям – и правительству и бизнесу. Потратив, на это, скажем, кое-что из нефте-газовых сверхприбылей.