Suzuki покоряет «Волок»

История нашей страны, изложенная в учебниках, от истины далека. Свой вчерашний день мы не очень знаем, а перепишут его еще не раз. Но в помощь желающим хоть немного разобраться, знать и помнить, все еще осталась недоломанные усадьбы, храмы и подворья.

Достаточно уехать из своего большого города на один-два дня и, проскочив по деревням, заехать в любой монастырь, любой старинный дом, просто погост, как дела предков и события истории возвращаются на своё место, восстанавливая утраченный облик страны, конкретизируя жизнь наших упорных предков, добавляя в канву давних дел вырванные страницы.

Внедорожно-познавательное мероприятие «Волок. Выходные» придумано не только, как тренировка перед большим ежегодным Волоком, но и для подобных возвращений истории. Январский выезд стартовал в Покрове (Владимирская область) и накрыл познавательным офф-роудом окрестности города Александрова с финишем в Ростове Великом.

В этот раз для поездки за воспоминаниями был избран самый маленький внедорожник Suzuki Jimny. Игрушечная внешность и его скромный размер маскируют истинную суть. Для многих он стоит в одном ряду с такими якобы детскими игрушками, как Daewoo Matiz и MINI и провоцирует женский интерес. Как же жестоко обманываются барышни, купившие себе эту машину для необременительной езды по городу! Возможно, кроме милой внешности девушки успели осознать высокий дорожный просвет и мечтательно определить перспективу легкой парковки в дворовом сугробе. Но, как всякий настоящий внедорожник, Jimny требователен к водительскому навыку, постоянно экзаменует водителя на мастерство и грамотное управление, диктует свою заднеприводную волю и не торопиться прощать ошибки. Поэтому в объявлениях о продаже так много свежих Jimny с небольшим пробегом. Девушка мучительно наигралась и по истечении гарантии или терпения решилась избавиться.

По асфальту классический рамный внедорожник Jimny на неразрезных мостах, с понижающей передачей в раздаточной коробке и без межосевого дифференциала идет на заднем приводе. Благодаря короткой базе и неширокой колее он настаивает на хватке обеими руками и не терпит разговоров по телефону без hands-free. Гламурные девушки изнеженных пропорций (русская баба с веслом в нем не помещается) к этому не готовы. А корректировать задний привод не учат даже в автошколах, поскольку сопоставимые «Жигули» давно закончились. Полный привод включается клавишей, но только когда скользко, мокро или глубоко. А попытка постоянной езды в режиме 4х4 обременяет кошелек тяжкими затратами.

В русскую историю Jimny плюхнулся с автоматической коробкой передач и на нешипованной резине. Ускользающая действительность России началась за первым же поворотом, поэтому весь дальнейший маршрут автомобиль шел в режиме полного привода. При этом характер его не изменился и держать машину полагалось все равно двумя руками.

Первая пара вновь прочитанных страниц о давних событиях связана с церковной реформой Петра Первого, закрывавшего храмы с такой же легкостью, как и учреждавшего новые. Размах императора сказался на биографии города Покрова и Киржача… Но к ним вел асфальт, хотя и скользко укатанный в блестящий лед.

А вот следующая достигнутая страница истории была из категории совсем недавних, но беспросветно печальных. В нескольких километрах от села Новоселово 27 марта 1968 года на самолете УТИ МиГ-15 разбился Юрий Гагарин. Кто-нибудь знает, что первый космонавт погиб в дачном лесу почти что на окраине Москвы? На месте падения мемориальный знак и имена обоих летчиков. Ведь самолетом управляли двое – полковник Юрий Гагарин и ведущий летчик-испытатель самолета УТИ МиГ-15 полковник Владимир Серегин. На мраморном парапете – живые гвоздики…
Внедорожный потенциал Suzuki Jimny демонстрировал в окрестностях села Годуново. Это уже период Ивана Грозного и его подарок в виде отличного земельного надела кузену всем известного Б. Годунова. Кузена звали Андрей Годунов и его потомки построили здесь церковь Михаила Архангела, умело разоренную в советское время. Поскольку жизнь в эти места не особо вернулась, то и дороги тут мало кому нужны, а если и пригодятся, то большинство из них чистить все равно незачем. На этот случай в арсенале Jimny есть кнопка 4WD-L и соответствующая позиция L у автоматической коробки. В совокупности это означает, что раздатка ушла на пониженный ряд. Первыми на целину пошли подготовленные машины. «Волок. Выходные» – мероприятие массовое и различной интересной техники в этот раз собралось особенно много. Вся она умяла снег под свои размеры, распахав русскую действительность на ширину собственной колеи. А у Jimny колея заметно уже, как у православной телеги… (В свое время в техзадании на Руссо-Балт было указано, что машина должна иметь как раз такую колею – под нашу телегу). Поэтому Jimny либо уводит на целину, либо норовит поставить поперек колеи, либо кренит на сторону. Но он даже не нахмурил свой очаровательный лобик и радостно, как некрупная собачка в глубоком снегу, погнал по намеченному старшими автомобилями следу, отбрасывая снег в разные стороны. Поскольку ландшафт покрыт чистейшими не слежавшимися сугробами, автомобиль бороздил поверхность легко и в очень шустром темпе. Пока с соседней планеты Москва не раздался звонок с обычным «Алло!» и на руле не осталась одна рука. Ревнивец, ощутивший недостаток объятий, тут же прыгнул в сторону и заякорился обоими мостами. Идущий впереди УАЗ Hunter выдернул Suzuki силовым тросом, как морковку и многим даже показалось, что с сопоставимым звуком «чпок».

Огромная крепость Свято-Троицкого монастыря середины XIV века на реке Махрище в почти одноименном селе Махра своим белоснежным контуром все равно умудряется выглядеть белее окрестного снега. В нынешний период существования монастырь внезапно стал женским и на пришлых барышень оказывает тягостное впечатление. Во дворе примечательная табличка: вместо привычного «Проход запрещен» написано «Проход не благословляется»…

Серьезный офф-роуд накрыл участников любознательного каравана на «лужайке дружбы» в безлюдном углу где-то возле села Романово, одного из старейших в этих краях. Археологи уверенно датируют его возникновение Х веком. Медвежий угол оказался с уклоном и особо хрустящим снегом. Первым в этой красоте осел серийный Pajero Sport I, за ним успокоился Hunter, потом замер Dodge Rum, а после них и веселый Jimny. Что такое дружба народов? Это когда представители разных народов дружно сидят на одной лужайке. И хотя народы подобрались без особого разнообразия – три «японца», «американец» и один местный, получилось весьма дружно. «Серый Волк» — техничка оргкомитета Toyota Land Cruiser 79 с механической лебедкой, работающей от двигателя с приводом через КП — сначала выдернула Pajero, затем освободила УАЗ и принялась за Rum. А Suzuki немного поелозил по сугробам, а потом на руках был аккуратно развернут в сторону оперативной свободы… Но никто так никуда не поехал. У «американца» сломался ШРУЗ и он стал заднеприводным. Первая мысль – его проще закопать здесь до весны, чем тащить на ближайшую дорогу. В сумерках надвигающегося вечера из ниоткуда появился лыжник. Он полюбовался на экибану из красиво разбросанных внедорожников и заметил, что в этих местах так принято – каждый ищет себе занятие по душе… За три часа «Серый Волк» тяжеленного американца все же поднял со дна балки, взвалил на пригорок и утянул на местный асфальт. Остальные выбрались сами. Jimny в положении 4WD-L, добавляя окрестностям аромат японской химии и каких-то жареных трансмиссионных нюансов, тихо виляя в чужой колее, иногда подталкиваемый экипажем или добровольцами из соседних машин, замечательно одолел километры и вместе со всеми обрел долгожданную твердость… Примечательно, что за всю поездку сквозь русскую действительность ни разу не возникло ощущения нехватки мощности. Двигатель объемом 1328 кубических сантиметров может гордиться своими 85 л.с.

Финиш «Волок. Выходные» был в Ростове Великом. «Повесть временных лет» упоминает его в 862 году как уже существующий город…