Доверяй, не проверяя

Десять лет понадобилось российской ГАИ, чтобы понять абсурдность института доверенностей на право управления автомобилем.

Впервые о полной отмене доверенностей здравомыслящая общественность заговорила еще в 2002 году, когда в стране после многолетних дебатов и проволочек было введено обязательной страхование автогражданской ответственности. Ведь полис ОСАГО включал в себя практически все атрибуты доверенности. Однако МВД в целом и ГАИ в частности грудью встало на защиту ставшей никчемной бумаженции.

Более того: все эти годы автоинспекция активно выступала против рукописных доверенностей, настаивая исключительно на «генералке», в чем ей активно помогало милицейское лобби в Госдуме РФ. И долгое время езда с «рукописками», несмотря на нормы ГК РФ, была чревата для водителя многочасовыми выяснениями отношений со стражами дорожного порядка.

И вот благая весть — заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал Владимир Кузин оповестил многомиллионную армию российских водителей о том, что «госавтоинспекция концептуально поддерживает идею об отмене доверенностей». Что сподвигло полицейских бюрократов на кардинальную смену позиции не совсем понятно. Можно предположить, что на фоне реформы МВД именно этому подразделению системы было предложено в первую очередь если и не повернуться лицом к народу, то хотя бы сменить имидж. И ГИБДД вовсю стало отказываться от функций, за которые раньше держалась всем своим коррумпированным до метостаз телом. Отсюда и довольно легкий отказ от проведения ТО, и уже декларированное желание передать и регистрацию авто в другие структуры, и, наконец, отказ от доверенностей.

Понятно, что в одночасье это не произойдет. Да, полис ОСАГО в значительной степени дублирует доверенность. Но пока без последней машину, например, может продать только ее владелец. То есть достаточно оперативно можно отказаться от доверенности на право управления авто и совершения регистрационных действий с ним (снять-поставить на учет, пройти ТО). Для этого достаточно внести изменения в ПДД. А вот для того, чтобы доверенное лицо могло без проблем страховать машину или совершать сделки купли-продажи требуется изменить ГК РФ и Закон РФ «Об ОСАГО». Гражданский кодекс при этом нужно менять и в той его части, что регулирует вопросы возмещения вреда, нанесенного источником повышенной опасности (сейчас за беспечность человека, управляющего машиной без доверенности, расплачивается ее владелец). Насколько оперативно тут сработают депутаты Госдумы — сказать сложно. Хотя и куда более глобальные законы они при необходимости лихо принимают сразу в трех чтениях. Правда, если им при этом демонстрируется политическая воля.