Из последних сил

В январе россияне не дали отечественному авторынку не только упасть, но даже стагнировать, купив на 20% больше машин, чем в январе 2011-го. Тем не менее, считают эксперты, по итогам года он вырастет не более, чем на 6-10%. (Напомним, что рост продаж в 2011-м по сравнению с 2010 составил 39% и чуть чуть не дотянул до самого успешного 2008-го).

Впрочем, январский всплеск был вполне ожидаем. На объемы продаж первого месяца года влияет уровень нереализованных запасов за год минувший, плюс отголоски пришедшегося на 2010-2011 годы отложенного спроса. И хотя, по некоторым данным, сегодня лишь каждый четвертый россиянин владеет собственными колесами (Москва, между прочим, занимает восьмое место в «рейтинге моторизованности». Здесь на 1000 жителей приходится лишь 299 авто, в то время как в Приморье — 580), столь бурного подъема авторынка, что мы наблюдали два года подряд, уже не случится.

В первую очередь из-за окончания действия программ господдержки (утилизация, субсидированное кредитование), дорогие автокредиты. Но, понятное дело, на решение о покупке новой машины негативно повлияет и развивающийся мировой кризис. Кстати сказать, на вопрос «АвтоВзгляда», собираетесь ли вы в ближайшее время покупать новый автомобиль, 74 процента опрошенных ответили отрицательно.

Но тогда за счет чего, спрашивается, авторынок как минимум не упадет? В первую очередь благодаря почтенному возрасту российского автопарка, когда на долю авто старше 12 лет приходится 60 процентов ездящих по стране машин. Вторым фактором станут специальные программы автопроизводителей и аффилированных с ними финансовых структур. Поэтому, считают аналитики компании «PricewaterhouseCoopers» (PwC), в большей степени (на 27%) пострадают чисто российские бренды. Импорт упадет не так значительно — примерно на 5%. А вот сбыт иномарок, собранных в нашей стране, останется на прежнем уровне. Этот прогноз отчасти совпадает и с итогами январских автопродаж. Среди аутсайдеров «АвтоВАЗ», просевший на 21%, «Mitsubishi» (-7%), «Suzuki» (-11%), «Lexus» (-75%) и «Honda» (-2%). В лидерах — «Hyundai», KIA, «Ford».