Вторая смерть Maybach

Все автомобильные фирмы ошибаются. Попадают впросак. Творят непоправимое. И творят это в полной уверенности правоты, прозорливости и гения. Но про ошибки мелких игроков со скоромными повадками мы знаем мало.

Их промахи не всегда видны сразу и не особо заметны по прошествии времени. А вот самые значимые имена, на которые оглядывается весь мир, вляпываются в неприятности масштабно и на виду у всех. Это впечатляет.

На глазах у всего мира BMW вляпалась в «Rover» и потом позорно пыталась его подарить хоть кому-нибудь, в итоге сбыв пробегавшему мимо инвестиционному фонду. «Ford» ощутил нехватку бриллиантов в собственной корне и срочно купил блестящие подделки «Volvo» и «Land-Rover», которые потом прилюдно тащил в комиссионку, сдав в уцененном виде китайцам с индусами. «Mercedes» масштабно наступил в «Chrysler» и потом долго стирался и чистился.

Но только все передохнули, приходя в себя от рукотворных горестей, как соблазн опять закружил разум и начался второй круг. Англичане понесли в ломбард свои иконы. Засверкало настоящими ценностями. Пощипанные, но не обедневшие немцы среагировали на блеск и позолоту воплями «Больше одного в руки не давать!» BMW купил себе «Rolls-Royce», VW вырвал «Bentley», а вот «Mercedes» не успел. У него и так осадочек после американской авантюры, а тут еще VW на пьедестал полез. Ладно бы BMW, им тягу к роскоши можно и простить, но мужикам из Вольфсбурга подобное рвение непростительно.

Осознав, что рыцарей круглого стола становится все больше, а распродажа закончилась, «Mercedes» от безысходности и в тяжком градусе самолюбования затеял создание нового имени – «Maybach». Тут же родилась легенда о славном Вильгельме, который был третьим отцом-основателем и придумал автомобиль вместе с Готлибом Даймлером и Карлом Бенцем. Под грядущую машину отдали платформу S-класса, заново нарисовали эмблему их трех М и смастерили дизайн, в котором по ошибке художника «Mercedes» торчал изо всех щелей и явно подчеркивал, что никакой это не самобытный Maybach, а просто дорогой S-класс. А потом приступили к самому заветному – придумыванию цены. Ведь суть затеи в том, чтобы поменьше потратить, побольше заработать. Сделав довеском репутацию производителя. Но дешевым трюк не получился. Миллиард евро все равно ушел. На одну единственную модель, производство и дилерские центры. Но для клиентов машина так и не стала символом престижа, сопоставимым с имиджем «Rolls-Royce» и «Bentley». Самозванец. Необоснованно дорогой.

Понимая, что проект убыточен и миллиардеры не желают обманываться, «Mercedes» решил сделать ставку на консерватизм. Подразумевалось, что всякий эталон престижа не смеет быть сиюминутно модным и ветрено современным. Он обязан содержать элемент отсталости и вчерашнего дня, воспринимаемый не менее консервативными клиентами как признак стабильности, породы и потакание их собственному немолодому возрасту. Но одно дело псевдоконсерватизм нынешних «Rolls-Royce» и «Bentley», к тому же имеющие широкий модельный ряд, и другое — запнувшийся на одной единственной модели «Maybach», замерший в стартовой точке недостаточного развития при отсутствии модной насыщенности электроникой. Остальные консервативны умышленно и в меру, а «Maybach» от безысходности.

Продажи не пошли. Планировалось ежегодно реализовывать по 1500 машин. Но уже на старте в 2003 году было куплено всего 600 самозванцев, а в 2008, самом благополучном предкризисном году – только 300. При том, что истинный люкс всегда ценится и в момент грандиозных бедствий и обвалов дорогие автомобили только увеличивают продажи.

Вторая кончина Maybach случится в 2013 году, когда на рынок выйдет новый S-класс.