ФАС уполномочен заявить

Федеральную антимонопольную службу, для более точного соответствия ее сути, правильней было бы назвать Комитетом, чтобы звучало ближе к истинным результатам работы. Людям пользы от этой ФАС нет никакой.

Даже обнаруженный под нажимом премьер-министра картельный сговор продавцов автомобильного топлива, необоснованно задравших цены, не дал ничего, кроме канувшего в бюджет страны штрафа. После уплаты которого бензин сразу подорожал.

Нынче ФАС со второй попытки полезла облаивать офисы иностранных автокомпаний. Свалив в кучу проблемы клиентов, дилеров и сервиса, не очень зная тему, ФАС из долгого списка выбрала на расправу только «Skoda», «Hyundai», KIA, «Ford», «Land Rover» и «Jaguar». Хорошо, что перед этим антимонопольные дрессировщики хотя бы поверхностно ознакомились с проблемой взаимоотношений представительства и дилера, напоминающих ситуацию с охранником и зэком: «дистрибуторы искусственно ограничивают срок действия дилерских соглашений… необоснованно расторгают, отказывают в заключении или продлении дилерских соглашений, односторонне расторгают договоры поставки запасных частей авторизованным дилерам. Дилерам были предложены разные условия… Дистрибутор мог досрочно прекратить отношения с дилером, если тот не производил инвестиции в дополнительное оборудование либо параметры помещения не соответствовали установленным». Кстати, именно эти игры в одну сторону помогли дистрибутору «Peugeot», проще говоря российскому представительству «Peugeot», умертвить своего дилера «Арманд». Хотя данный пример с уголовным подтекстом ФАС не заметила. Но это одна часть проблемы и касается она юридических лиц.

А еще есть проблема наша, когда потребителя привязывают гарантийным сроком к дилерской сети и не позволяют чинить машину в более дешевой фирме. Диктат расценок на запчасти, нормо-часы и сроки исполнения увеличивает стоимость владения автомобилем. Пнув дистрибуторов, ФАС невольно гавкнула и в нашу пользу.

И под шум этого тихого облаивания, антимонопольная служба попыталась помочь частным фирмам получить шанс на обслуживание дилерских машин. С дилером все ясно – он за свой контракт расплатился построенным дворцом разорительной стоимости, вложенными в оборудование деньгами и целым складом запчастей. Зато сколько машин продал, столько потом и получил к себе в ремзону. А тут появляется независимый сервис, который хочет, чтоб и к нему то же приезжали, да и чтоб запчасти ему отдавали на дилерских условиях. Речь не идет о дяде Васе с жестяным гаражом у забора. ФАС пытается включить в цепочку получения денег из наших карманов альтернативные сервисные центры, выросшие из бандитских мастерских по легализации угнанных машин. В Москве, например, есть несколько фирм, специализирующихся только на немецких или только на японских автомобилях. У них уже давно большие красивые дворцы, наработанная клиентура и криминальное нутро при отсутствии обязательств, гарантий, но при наличии разводок, наездов и силового решения проблем с несогласными. Вот за их легализацию и ратует ФАС.

Изо всех обвиненных в нечестном ведении дел ответ прозвучал только от «Land Rover» и «Jaguar». Они разослали надежным журналистам пресс-релиз о том, что официальных претензий прямо в руки от ФАС не получали, а исследования удовлетворенности аудитории не оставляют сомнений в полнейшем удовольствии клиентов, восторгающихся работой и дилеров и представительства. Лукавство здесь в том, что полгода назад на всю страну разразился скандал с возмущенными владельцами «Land Rover», заявивших претензии представительству во всех доступных формах, начиная от официальных обращений и заканчивая прямым эфиром на радиостанции «Маяк». Тогда взбешенный офис «Land Rover» грозил отозвать у ВГТРК всю рекламу, а клиенты отказывались от законтрактовынных машин, считая недопустимым для себя покупать Land Rover.