Автовор должен сидеть! Или...

Проблема с угонами и кражами траспортных средств в постсоветской России всегда стояла остро. Пик автокраж пришелся на лихие девяностые, но и в «жирные» нулевые машины уводили регулярно. Некоторое снижение угонов правоохранители зафиксировали в кризисные годы.

Только в Москве было угнано 10 812 транспортных средств — на 780 больше, чем в году 2010. При этом росли все составляющие этого «бизнеса» — стало больше и краж, и грабежей, и разбоев с целью завладения чужими «колесами». Но особенно прибавили в росте угоны типа «покатался-бросил». Хотя с последними не все так просто. Ведь под эту разновидность преступления попадали в основном профессиональные воры, уходящие при помощи подобной формулировки от серьезной уголовной ответственности. Впрочем, автовладельцу все равно — шпана ли угнала его «ласточку» и разбила в хлам о ближайший столб, или профессиональному мафиози что-то помешало довести до конца задуманное злодейство.

Вор по любому должен сидеть в тюрьме и как можно дольше.В принципе, эту возможность — засадить угонщика на подольше, на немалый срок до 12 лет — предоставляет ст. 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». Но она же позволяет отделаться ему всего лишь штрафом в размере до 120 000 рублей. Так же к услугам правоохранителей такие статьи как «Кража» (тайное хищение чужого имущества), «Грабеж» (открытое хищение чужого имущества), «Разбой» (нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия). При этом за кражу можно схлопотать максимум семь лет отсидки, а максимальные срока за грабеж и разбой составляют столько примерно столько же, сколько и за угон. То есть и у полиции, и у судей есть все возможности для того, чтобы жестко наказывать угонщиков. Причем по ст. 166 — и проще выйдет, и сердитее.

Но вот бывший защитник прав автомобилистов, а ныне депутат Госдумы Вячеслав Лысаков считает иначе и предлагает вообще убрать эту статью из кодекса. И это при том, что с помощью грабежа и разбоя машины угоняются куда реже. Их чаще крадут. А за это деяние, повторимся, наказание куда меньше (и по ней, кстати, то же можно отделаться штрафом). Думается, угонщики отвесят г-ну Лысакову низкий поклон, если его законопроект, который он собирается внести на рассмотрение коллег в самое ближайшее время, таки станет законом.

Тем не менее, менять «антиугонное» законодательство необходимо. Но для этого достаточно переписать 166-ю статью и переименовать ее, назвав просто — «Угон транспортного средства», убрав сомнительную со всех точек зрения формулировку «без цели хищения» и предусмотрев безальтернативное наказание в виде 12 (а то и 15-20) лет лишения свободы. Более того, в УК РФ есть крайне жесткая статья 210 «Организация преступного сообщества”. А поскольку угонный «бизнес» — это целая индустрия, причем жестко структурированная, то применять по ней 210-ю — в самый раз. Однако часто ли правоохранители ею пользуются применительно к обсуждаемой теме?..

И смею заверить, научись наша полиция и суды пользоваться всем этим арсеналом в полной мере, мы очень скоро перестанем тратиться на крутые «противоугонки» и станем оставлять своих «железных друзей» где угодно, а не только на платных паркингах и в гаражах. А депутат Лысаков еще найдет себе темы для самопиара. Даже если не очень в них разбирается…