Страховой надзор

Каждый год, привычно продлевая ОСАГО, большинство российских автовладельцев прекрасно понимают, что «в случае чего» толку от этой бумажки не будет — страховщики, если очень повезет, покроют половину ремонта. Да и полис КАСКО не гарантирует стопроцентного возмещения ущерба.

Но и это еще пол беды. В прошлом году более миллиона автовладельцев вообще остались с носом, «благодаря» обанкротившимся страховым компаниям. Причем не просто обанкротившимся, а ушедшим в небытие, не выполнив взятых на себя обязательств. И если «держатели» полисов ОСАГО еще могут рассчитывать на какие-то выплаты из резервного фонда «Российского союза страховщиков (РСА)», то клиентам, «подписавшиеся на КАСКО, однозначно рассчитывать не на что. Механизма защиты таких клиентов в стране по-просту не существует.

А учитывая, что очень скоро страховым компаниям разрешат варьировать цену полиса ОСАГО, понижая ее максимум на 20%, по миру пойдут десятки страховых компаний. Дело в том, что снижать цены на ОСАГО, оставляя при этом достаточные резервы для выплат людям, пострадавшим в ДТП, могут позволить себе только крупные игроки рынка. Однако их более мелким собратьям тоже придется понижать цены, чтобы не растерять клиентов. Но поскольку другие страховые продукты, не связанные с транспортом, у таких компаний не велики, то средств, собранных с продаж дешевых полисов ОСАГО, на возмещение ущерба от ДТП им рано или поздно станет не хватать.

Нельзя сказать, что и государство, и страховое сообщество эта проблема не интересует. Сегодня обсуждается много вариантов ее решения (от увеличения минимального размера уставного капитала компании и введения крупных штрафов за неумелое вложение активов до создания специального резервного фонда по добровольным видам страхования — в том числе КАСКО — по типу страхования банковских вкладов). Однако пока идет дискуссия, простые автовладельцы продолжают страдать.

Так как же выбрать страховщика, которых по крайней мере не уйдет с рынка, не попращавшись с клиентом и выплатит ему хоть какую-то копеечку?

Во-первых, прежде чем купить полис, поинтересуйтесь, сколько компания собрала премий и сколько из них выплатила за последние год-два. Выплаты должны быть максимум 50-60% от величины собранных премий. Что будет свидетельствовать о финансовой устойчивости компании. Если менеджер откажет в предоставлении такой информации, это уже должно насторожить. Хотя цифры эти открытые и их можно найти на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Выплаты должны быть максимум 50-60% от величины собранных премий. Что будет свидетельствовать о ее финансовой устойчивости на рынке.

Во-вторых, самым внимательным образом изучите весь пакет услуг, предоставляемых страховщиком. Доля транспортных рисков компании не должна превышать 60-70%. Другими словами, страховщик, специализирующийся исключительно на ОСАГО и КАСКО и не занимающийся иными видами страхования, скорее всего — будущий банкрот.

В-третьих, эксперты рынка рекомендуют страховать автомобиль по КАСКО в рассрочку.
А мы со своей стороны рекомендуем читателям принять участие в спецпроекте «АвтоВзгляда» под названием «Народный рейтинг». Мы сами, не надеясь на достоверность предоставляемых официальными структурами данных, сможем оценить надежность и качество предоставляемых теми или иными компаниями услуг и не кидать деньги на ветер.