Атака клонов

Китай решил все же не раздражать иностранных автороизводителей, открывающих СП в Поднебесной, слишком уж бесцеремонным заимствованием чужих технологий.

Министр в письменном заявлении для агентства «Блумберг» разъяснил, что «вопросы передачи технологий и сотрудничества в этой сфере должны решаться на независимой основе и не будут использоваться китайским правительством как предварительное условие для появления на китайском рынке».

Между тем обычная практика состоит в том, что китайские власти требует от иностранных автопроизводителей вступать в партнерские отношения с местными компаниями с предоставлением всех ноу-хау в обмен на доступ на самый большой в мире рынок легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. Однако эта политика подвергается пересмотру в связи с тем, что Китай хотел бы стать мировым лидером в рыночном сегменте электромобилей и альтернативных источников топлива – то есть как раз в тех областях, где иностранные компании сейчас занимают самые передовые позиции. Более того, многие иностранные бренды не проявляют желания делиться с китайскими партнерами новыми технологиями в производстве силовых установок. А Соединенные Штаты и другие торговые партнеры Китая усилили критику по поводу нынешней инвестиционной политики Пекина.

В январе президент США Барак Обама заявил в традиционным ежегодном послании о положении в стране о том, что намерен создать силовой торговый орган, который будет расследовать нечестную торговую практику Китая и других стан. А в декабре на слушаньях в Конгрессе торговый представитель США по китайским делам Клер Рид сообщила законодателям о том, что ограничения и «интервенционисткая политика» в такой сфере, как интеллектуальная собственность, по-прежнему вызывает озабоченность у американских компаний, работающих в Китае. Премьер-министр Канады Стефен Харпер, посетивший недавно Пекин, поднимал в беседе с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзибао вопрос о специфических случаях, когда канадские инвестиции не получали официального одобрения китайских властей.

В том же письменном заявлении агентству «Блумберг» китайский министр торговли заявил о том, после вступления КНР в ВТО в 2001 году были пересмотрены все документы, регулирующие внешнюю торговлю и внешние экономические отношения с тем, что бы они не противоречили правилам ВТО. Однако, судя по реакции заинтересованных стран, или «подчистка» этих документов была недостаточной, или на практике этот новый подход пока что не очень прижился.

Уместно напомнить, что многие закупленные образцы российской военной техники беспардонно копируются китайскими предприятиями и продаются на мировом рынке. Сейчас, в частности, подписание торгового соглашения о закупке Китаем большой партии боевых самолетов СУ-34 затормозилось в том числе по причине того, что Пекин не желает уважать патентное право российских производителей.