Шедевр на сигаретной пачке

Уже десятый год москвичей балуют изысканным зрелищем под названием «Олдтаймер-галерея». Неужели за это время «закрома» российских любителей автостарины не иссякли?

Удалось ли там «наскрести» «по сусекам» хоть что-нибудь еще не демонстрировавшееся прежде? – Такие мысли крутились в голове, когда ехал на весеннюю выставку юбилейного «олдтаймеровского» сезона. Однако увиденное там убедило безоговорочно: новинки ретро-коллекций имеются в изобилии!

Тенденция, однако. – В нынешнюю капиталистическую Россию с Запада везут и везут автомобильные раритеты. Коллекционирование «колесной» старины стало уже едва ли не массовым увлечением наших состоятельных сограждан, которые не жалеют денег, чтобы приобрести за рубежом сохранившиеся там уникальные машины. Если дело так пойдет и дальше, бедолаги американцы и западноевропейцы останутся вовсе без ретромобилей!

Десятка два таких «эксклюзивных» новоприобретений было выставлено на только что прошедшей «Олдтаймер-галерее». Большинство этих великолепных машин собрали в отдельной зоне, где организаторы выставки запланировали – впервые в России! – провести конкурс автомобильной элегантности.

Но как их сравнивать, эти чудо-«моторы», выпущенные и в начале, и в середине ХХ века? Какой общей меркой мерить?

Ряды «доисторических» авто, которые «прописаны» теперь в России, пополнились демонстрируемым в зале «бензиномотором» Darrack, собранным во Франции еще в 1903 г. Этот четырехколесный «дедушка» имеет мотор объемом более 4 литров и мощностью 16-18 л. с., который позволял в прежние времена демонстрировать самоходной коляске изрядную прыть – разгоняться до 80 км/час.

Вот роскошная «машина для королей» – Hispano-Suiza K6, 1936 года. Можно даже не спорить, что вот именно такой мы никогда раньше не видели: ведь абсолютно все кузова для этих представительских авто делали по индивидуальным проектам в специальных кузовных мастерских, и потому не существовало двух одинаковых экземпляров.

По престижности с «Испаной» мог бы посоперничать другой экспонат «Олдатймер-галереи» – Cadillac V16 Cabrio-Coupe (1930 г.) 80 лет назад эта огромная машина стала рекордсменом среди легковых автомобилей по числу цилиндров двигателя, в то время аналогов 16-цилиндровому «Кадиллаку» не было, так что он на некоторое время занял лидирующую позицию среди «моторов» высшего класса. А демонстрируемый экземпляр отличается еще большей роскошностью: этот V16 имеет кузов, изготовленный известной фирмой Fleetwood, такие кабриолеты считались наиболее дорогими и редкими машинами в модельном ряду Cadillac.

Можно полюбоваться и на ретро-«Кадиллаки» попроще. На отдельном стенде выставлена парочка «шестьдесят вторых». Последние из «гражданских» автомобилей этой известной фирмы, разработанные в 1941 г., еще до вступления страны во 2-ю Мировую войну, во время которой производство было переведено полностью на выпуск военной продукции. Седан Cadillac Series 62 Coupe и кабриолет Series 62 Сonvertible пользовались большой популярностью среди американцев и составляли одно время более 1/3 всей продукции известной автомобильной фирмы.

А по соседству застыл Kaiser Darrin (1954 г.) – один из первых американских спорткаров начала 1950-х, ставший фактически родоначальником данного класса «моторов», завоевавших огромную популярность в США. Самым заметным штрихом в «портрете» этого автомобиля кажется его крошечный треугольный радиатор, но не в нем главная «фишка» скоростного «американца», и даже не кузове, изготовленном из стеклопластика. – Конструкторы «Кайзера» изобрели для него особые двери, которые выдвигаются из передних крыльев. Очень оригинально! Однако цена столь необычного авто оказалась так внушительна, что спорткары этой модели так и не нашли широкого спроса на рынке.

Другой очень оригинальный экземпляр «колес» для любителей быстрой езды, представленный в зале – Corvette Stringray 1963 года. Внешний облик машины, название которой переводится, как «Электрический скат», создали два знаменитых дизайнера из компании «Дженерал Моторс» – Лоуренс Шинода и Уильям Митчелл. Знатоки автомобильной красоты считают «Электрический скат» одной из лучших работ этих мастеров.

Впрочем, многие автомобилисты предпочитают «балдеть» от представителей спорткаровского семейства «Ягуаров». Представленное на выставке купе Jaguar XK 140 FHS выпускалось в 1954-1957 г.г. и могло разгоняться до 225 км/час. Это была первая «ягуаровская» модель, на которую поставили автоматическую коробку передач. А своему внешнему облику «сто сороковой» обязан самому хозяину компании Jaguar Уильяму Лайонсу. Отец-основатель как-то по вдохновению нарисовал на первом подвернувшемся под руку клочке (а это оказалась обыкновенная пачка сигарет) эскиз будущего автомобиля. В итоге этот набросок стал основой дизайна Jaguar XK 140.

Ну какая же авто выставка без «Мерседесов»? – Из бесчисленного числа моделей, разработанных за прошедшие десятилетия знаменитой немецкой фирмой, внимание посетителей «Олдтаймер-галереи» привлек Merceedes-Benz 300S Cabriolet (1954 г.) Такие машины собирались вручную, и было их выпущено лишь несколько тысяч экземпляров. Чтобы отреставрировать представленный на выставке экземпляр до идеального состояния, специалистам понадобилось более двух лет, эта работа была завершена лишь в минувшем году. Еще более «эксклюзивен» Mercedes-Benz 500K Special Roadster. С 1936 по 1939 г.г. было собрано всего 406 таких супер-автомобилей.

А вот «Барракуда» – не желаете ли полюбоваться? На исходе 1960-х компания «Крайслер» решилась на выпуск очередного своего габаритного «сухопутного крейсера» – Plymouth Barracuda. Дизайн машины со столь грозным названием создавали специально для женщин. Характерная его особенность – крыша «в цветочек» и отделанный в таком же «цветочном» стиле салон. Не обделили «Барракуду» и техническими новшествами – АКПП, усилитель руля... Самым оригинальной по тем временам была конструкция ремней безопасности. На «Барракуде» их впервые стали крепить одним концом к задней стойке (до того автомобилистам приходилось «фиксироваться» наподобие пассажиров самолетов, – ремень крепился концами к полу и застегивался пряжкой на животе).

Очередных «авто-монстров» военного назначения, добытых за рубежом, продемонстрировал известный реставратор В. Лен. Как всегда его новинки являются абсолютным «эксклюзивом» для нашей страны. Полугусеничный тягач Volvo HBT был разработан конструкторами в Швеции на основе немецкого аналога, и состоял на вооружении шведской армии с начала 1940-х и вплоть до 1958 г. Легкий артиллерийский тягач Fiat-SPA TL.37 запоминается весьма характерным внешним видом: кургузая машина имеет непропорционально большие колеса, причем обе ведущие оси тягача могут поворачиваться, обеспечивая этому «Фиату» большую маневренность. Выпуск таких машин был начат в 1942 г., и всего было изготовлено 2267 экземпляров, некоторые из которых участвовали в военных действиях итальянских частей, сражавшихся на Восточном фронте.

Помимо оригинальных «привозных» (импортных, так сказать) экземпляров раритетной автотехники на «Олдтаймер-галерее» представили и несколько очень любопытных машин «российского происхождения».

Безусловным «гвоздем программы» стал «Руссо-Балт» К 12/20, привезенный на выставку из Политехнического музея. Это единственный из всех собранных на Русско-Балтийском вагонном заводе автомобилей, сохранившийся в подлинном виде до наших дней. Машина изготовлена в 1911 г., чудом уцелела в революционные и военные годы, а в конце 1960-х была обнаружена в частном гараже в городке Кимры, перевезена оттуда в Москву, где ее тщательно отреставрировали специалисты НАМИ, после чего «Руссо-Балт» занял почетное место в экспозиции Политеха. За все сорок с лишним лет своей музейной жизни уникальный автомобиль покидал Политехнический лишь дважды: в 1988 г. его вывозили на международную выставку в Бельгию, а второй раз – на «Олдтаймер-галерею»: ведь нынешний 2012 г. является для «Руссо-Балтов» юбилейным, когда отмечается 100-летие первой победы автомобиля этой марки в ралли, организованном Автомобильным клубом Монако (ныне это состязание называется Rallye Monte Carlo).

Еще одна «олдтаймеровская» сенсация – советский гоночный автомобиль «Киев-Спорт». В 1959 г. в Киевском авиационном ОКБ (более известном нам, как «фирма О. К. Антонова») была разработана конструкция спортивного автомобиля на базе узлов и агрегатов серийных «Москвича» и «Волги» с применением авиационных технологий и материалов. Характерной особенностью машины были ее открывающиеся вверх двери (те самые «крылья чайки», которые известны, благодаря разработкам супер-современных тогда «мерседесовских» спорткаров). В течение 1959 и 1960 г. г. была изготовлена малая серия из трех гоночных автомобилей. Один из них (с переделанным впоследствии под кабриолет кузовом) сохранился до наших дней благодаря гонщику Владимиру Лихацкому, завоевавшему на «Киев-Спорте» второе место на Чемпионате УССР по автогонкам в 1960 г. Специалисты считают «Киев-Спорт» выдающимся проектом с точки зрения автомобильного дизайна. Кроме того это единственный за всю советскую историю случай постройки у нас серии гоночных «моторов». Уникальный автомобиль, на корпусе которого сохранились даже фрагменты «родной» окраски с остатками стартовых номеров и «боевые» «раны», полученные во время давних гонок, предстоит тщательно восстановить.

Неказистый с виду, но очень ценный экспонат продемонстрирован на стенде Мастерской Евгения Шаманского. Его коллекция пополнилась недавно редчайшим образцом автомобильной техники. Поисковикам удалось обнаружить настоящий автобус ЗИС-8 1936 года выпуска. Эти пассажирские машины, собиравшиеся в довоенные годы довольно крупными по тем временам сериями на ЗИСе и на других заводах, известны всем благодаря, главным образом, «Фердинанду» – автобусу из знаменитого кинофильма «Место встречи изменить нельзя». Однако киношный ЗИС – всего лишь поздняя «подделка». Новоделами по сути являются и другие автобусы ЗИС-8, – хранящиеся на «Мосфильме», в музее Мосгортранса. А вот этот «реликт» – ржавый, с полусгнившими деревянными деталями кузова, – подлинный. Он был изготовлен на АТУЛе – 2-м авторемонтном заводе автотранспортного управления Ленинграда. Большую часть своей жизни проработал в «северной столице, а потом был списан, превращен в сарай-бытовку и долгие годы простоял на огороде у одного из дачников. Именно там и удалось обнаружить чудо-машину следопытам автостарины. Теперь ЗИС-8 ожидает восстановление до «заводского» вида.

Другие редкости «от Евгения Шаманского» – уже восстановленный санитарный автобус ЗИС-44 на базе грузовика ЗИС-5В, выпускавшийся в годы войны. В кузове «сорок четвертого» можно было перевозить четырех «лежачих» или восемнадцать «сидячих» раненых. Таких спец-машин было собрано всего около 500. Представлен и легкий тягач Т-20 «Комсомолец» образца 1940 г. , воевавший на фронтах Великой Отечественной в первые ее годы. Машина, бронированная 7 – 10-миллиметровыми стальными листами, вытащена поисковиками из труднодоступного района, где она пролежала, подбитая во время боя, много десятилетий. В будущем этой руине предстоит долгая и сложная реставрация.