Хотелка подросла?

В интервью газете «Ведомости» замглавы Минэкономразвития Михаил Осеевский заявил, что ведомство собирается предложить правительству «разрешить закупать для государственных нужд автомобили только российской сборки».

Дословно чиновник сказал следующее: «раз планируется ввести налог на роскошь для состоятельных граждан, нужно ограничивать затраты и государства». И нам бы в пору воскликнуть «вау», поскольку это чуть ли не первое в новом году здравое предложение, озвученное лицом такого уровня. Но дальше господин Осеевский зачем-то решил прокомментировать свое же заявление...

Как известно, молчание не всегда доказывает присутствие ума, но всегда доказывает отсутствие глупости. И если бы чиновник промолчал, или хотя бы дипломатично обошел явно острые углы в озвученной им идее, сославшись, скажем, на то, что проект в начальной стадии разработки и требует обсуждения, какой-нибудь блогер Навальный вполне мог назвать этого бюрократа «Человеком года». Однако, тот со всей едросовской прямотой рубанул по полной.
Итак, что Минэкономразвития видит под понятием «автомобиля российской сборки»? Все то, что собирается в нашей стране, начиная с «Волги» (привет Немцову с похожей идеей пересадки отечественного чиновничества на авто отечественного же производства), тольяттинского автозавода и Renault Logan и заканчивая питерскими «ниссанами», «тойотами» и калиниградскими BMW. Учитывая тот факт, что последние три бренда и так крайне активно фигурируют в госзакупках, для слуг народа ничего не изменится. Как ездили бонзы на топовых «семерках», так и продолжат, как обеспечивала прокуратура четверть годового спроса на Camry, так и будет...

При этом ограничивать чиновников в цене закупаемых авто никто не собирается. Как выразился товарищ Осеевский, возможно в будущем будут введены ограничения по мощности двигателя, но тут же добавил, что перед этим следует создать механизм, учитывающий территориальные особенности эксплуатации: «одно дело ездить по дорогам Москвы, другое – по Якутии». Интересно, что он имел ввиду? Не иначе, что столичные дороги на порядок хуже трасс алмазной республики... Если же обратное, то стоит напомнить, что из полноразмерных внедорожников в России собирается только UAZ Patriot. И комплектуется он далеко не самым мощным в мире мотором. Чуть ли не единственная альтернатива ему – баварская Х-серия. Там движки побогаче будут, но ни Х5, ни Х6, простите, ни разу не «джипы» и по местным меркам сойдут разве что за обычную легковушку. К концу года ассортимент, конечно, будет расширен еще и за счет нового поколения Explorer, но тот, напомню, тоже стал чуть более асфальтовым, к тому же очень сомнительно, что местные бонзы предпочтут достаточно бюджетный Ford премиальному BMW.

И тут возникает вполне справедливый вопрос: что это было? Расчет на то, что пипл схавает и станет толерантнее? Простите, но не в век высоких технологий, когда доступ к соответствующей информации может получить любой, владеющий компьютером и хотя бы номинальными навыками пользования интернетом. Только в прошлом году и только Управделами Президента потратила 310 миллионов рублей на 120 BMW для собственного автопарка. Почему не на Ford Mondeo или хотя бы Nissan Teana? Да потому, что сотрудникам этого ведомства на более дешевых авто ездить, оказывается, некомильфо – могут не так понять.

И это лишь вершина айсберга. По информации тех же «Ведомостей», ссылающихся на справедливоросса Геннадия Гудкова, за 2007-2009 годы государство потратило на пополнение автопарка 4,5 миллиарда рублей, купив при этом 1200 автомобилей средней стоимостью 3,7 миллиона рублей. При этом в списках депутата фигурировали такие марки как «Toyota», «Lexus», BMW, «Audi» и «Mercedes-Benz». Если инициатива Минэкономразвития пройдет, то этот перечень просто сократится до двух позиций, а учитывая, что наши власти по непонятным причинам обычно покупают машины по их рыночной стоимости, ни о каком сокращении расходов тут и речи быть не может.

Кстати, в преддверии парламентских выборов, «Справедливая Россия» и КПРФ готовили законопроекты, ограничивающие максимальную стоимость автомобилей для чиновников двумя и одним миллионом рублей соответственно, но правительство и «Единая Россия» эти законодательные инициативы категорически не поддержали. А чуть ранее подобную идею высказывала и не совсем понятно чем занимающаяся ФАС. В общем, господину Осеевскому, похоже, просто надоел его нынешний служебный автомобиль. Если же он все это серьезно, новому премьеру стоит поискать для ведомства новых сотрудников. Которые еще не разучились дружить с головой и здравым смыслом.