Против течения

Российский офис «Mazda» подвел черту под очередным фискальным годом и поделился планами компании на среднесрочную перспективу. И согласно этим планам, модные нынче альтернативные «зеленомобили» в линейке бренда в ближайшую пятилетку не появятся.

Впрочем, но начали они с отчета. Те 40 000 машин, что были проданы «Mazda» в России в 2011 году – результат для марки неплохой, но, очевидно, не предельный, особенно если вспомнить, что уже в феврале японцы начали продажи уже ставшего корпоративным бестселлером СХ-5 (8000 продаж за первый месяц). Очередь на него уже растянулась до августа, и это притом, что наш рынок для этого авто является приоритетным. В общем, модель пошла, а в середине сезона на подмогу к ней приедет возвращающаяся на рынок CX-9, а в конце – новая генерация Mazda 6. В итоге, в 2012 году «Mazda» планирует продать на нашем рынке порядка 50 000 авто.

Второй момент, озвученный руководством компании – будущее совместного производства с «Соллерс» на Дальнем Востоке. Партнерское соглашение уже практически подписано, во всяком случае, если судить по словам главы маркетингового департамента головного офиса «Mazda» Масахиро Моро, переговоры вошли в финальную стадию и в самом ближайшем будущем нам стоит ждать соответствующих новостей. Но так или иначе, то, что проект будет реализован уже несомненно, поскольку в противном случае надежд на равную конкуренцию в массовом сегменте у «Mazda» практически не останется. Кстати, по слухам, в Приморье японцы планируют собирать уже не одну, а две модели, правда, эта информация своего подтверждения пока не нашла.

То же, кстати, касается и сроков появления у нас нового поколения BT-50. Его производство уже началось, но сроки появления пикапа на нашем рынке пока неизвестны. Задержка связана с прошлогодним наводнением в Тайланде, из-за которого «Mazda» потеряла массу времени, и на сегодняшний день еще не все поставщики работают на полную мощность.

Что же касается планов глобального развития бренда, то они выглядят вполне перспективно. В своем выступлении г-н Моро сказал, что компания не станет развивать электрическо-гибридную тему, по крайней мере в ближайшие четыре-пять лет. Да, эмиссию СО2 инженеры будут снижать и дальше, но за счет модернизации ДВС и дальнейшего внедрения технологий Skyactiv, основанных на процессе оптимизации уже существующих конструкций и принципов построения автомобиля.

«Mazda» принципиально не хочет сейчас включаться в экологическую гонку, как минимум, по двум причинам. Во-первых, такие машины дороги в производстве, а значит дороги и для клиента. Кроме того, их массовое внедрение требует создания соответствующей инфраструктурной сети, что не менее затратно, причем, не только для производителя и потребителя, но и для властей.

Вторая причина имеет прямое отношение к первой. Сейчас уже не для кого не секрет, что доля развивающихся рынков в продажах новых легковых автомобилей растет, причем, очень серьезно. Если сегодня на них приходится порядка 40% от общего объема реализации, то к 2016 году они возьмут не меньше 60%. И это не предел, поскольку, в отличие, например, от Западной Европы, где новый авто покупают взамен старого, те же Китай и Индия прирастают новыми клиентами, машин до этого не имевшим. И вполне естественно, что основной прирост там обеспечивают максимально доступные сегменты. Та же картина характерна и для России. Предлагать таким покупателям по умолчанию дорогие электромобили и гибриды, мягко говоря, бесперспективно. Кроме того, тут все опять же упирается в инфраструктурные вопросы – мало того, что власти банально не успеют за ростом внутреннего потребления, финансовый вопрос при этом для них станет не менее острым.

В общем, доля «зеленых» моделей в глобальных продажах к 2020 году по-прежнему останется весьма небольшой, поэтому работы по оптимизации существующей концепции куда выгоднее и перспективнее.

В конце концов, японцы напоминают о том, что все современные гибриды так или иначе используют современные ДВС, которые все равно придется как-то модернизировать. «Mazda» этим уже занимается, причем, вполне успешно, так что это, скорее, вопрос подхода к реализации, но никак не отказ от внедрения экологических технологий в будущем. Но тут стоит заметить, что этот бренд всегда отличался своеобразным видением ситуации и крайней избирательностью. Достаточно вспомнить про фирменный ротор. Кстати, Масахиро Моро не исключил того, что роторный двигатель в будущем тоже окажется в программе Skyactiv, во всяком случае от развития этого типа моторов в компании отказываться пока не собираются.