Останутся ли формулисты с носом?

Очередной чемпионат «Формулы-1» начался с нового технического скандала. Кроме того, ФИА грозит новыми драконовскими мерами в отношении регламента, ну а Берни Экклстоун в преддверии нового «Договора согласия» предлагает командам затянуть пояса…

Буквально перед началом первой гонки сезона технический делегат ФИА и гоночный директор Чарли Уайтинг подтвердил, что с 2013 года федерация будет продолжать последовательную борьбу как со всеми возможными попытками искать обходные пути запрета выхлопных диффузоров, так и c любыми иными способами использования выхлопных газов для повышения аэродинамической эффективности болида. В понимании ФИА принцип выдувных диффузоров носит характер «подвижных аэродинамических элементов», что противоречит современной технической и регламентирующей политике ФИА. Накануне сезона чиновники уже нашли потенциальную лазейку в схеме управления двигателем и поспешили ее прикрыть. Но, судя по всему, охота на ведьм только началась…

Между тем на первом Гран-при сезона в Австралии разразился скандал по поводу другого печально известного устройства. «Mercedes» все-таки привез новый вариант запрещенной ранее системы F-duct, а «Lotus» и «Red Bull» подвергли сомнению ее легальность. Директор команды Росс Браун утверждает, что система была заблаговременно проверена ФИА и сомнений не вызвала. Перед вторым этапом Гран-при Малайзии Уайтинг разъяснил, что новый F-duct не нарушает регламент. В ранее запрещенной интерпретации система активировалась гонщиком и была приравнена все к тем же активным элементам. А нынешний вариант является полностью пассивным, поэтому он удовлетворяет требованиям ФИА. Сам же Браун считает, что вызвавшая такой ажиотаж новинка того не стоит: хитрая система воздуховода активируется только вместе с DRS, а значит, она эффективна лишь ограниченное количество времени, только в зонах для DRS, а также в квалификации.

На Гран-при Австралии «Mercedes» вызвал ажиотаж: несмотря на то что пилоты не попали в очки, машины выглядели очень сильно. Нико Росберг «упал» на 12-е место только из-за столкновения, а Михаэль Шумахер мог оказаться на подиуме, если бы не проблемы с надежностью… Кстати, Браун прозрачно намекнул, что ажиотаж вокруг новинки от «Mercedes» может служить маскировкой для тех, кто хочет отвлечь внимание от собственных делишек с запрещенными выдувными диффузорами. «Мы думали, что теперь с ними покончено, но вот кое у кого они еще используются, — утверждает Росс. — Однако если кто-то находит обходное решение — таков характер «Формулы-1». Что ж, в ФИА уже обещали навести полный порядок с выхлопными системами в будущем году…

А пока чиновники вплотную задумались над будущим «носов». Только «McLaren» и «Marussia» избежали непопулярного дизайнерского решения. Некрасивая ступенька в носовой части болида появилась оттого, что по новым правилам ФИА «нос» должен быть ниже, чем боковые части кокпита, чтобы предохранить голову гонщика при боковых столкновениях, когда передняя часть одной машины врезается в бок. Учитывая новую, более низкую разрешенную высоту, в дизайне болидов-2012 конструкторы не стали опускать всю машину, так как это повлекло бы слишком радикальную переделку. Отсюда и появился тот самый резкий излом (ступенька) в передней части. ФИА ищет эффективное решение на 2013 год и, возможно, установит определенную точку, начиная с которой будет измеряться эта нормативная высота — 550 мм. Таким образом, «нос» можно будет сделать более плавным, общая идея будет жить и не придется пересматривать систему подвески.

Конечно, сейчас желательно не перегружать команды излишними задачами и переделками, а следовательно, большими расходами. Более того, Берни Экклстоун подумывает, не вернуться ли к идее ограничения бюджетов. Впервые подобная мера была предложена экс-президентом ФИА Максом Мосли в 2009 году, на волне глобального кризиса. Однако конюшням (в первую очередь, конечно, таким монстрам, как «Ferrari») эта мысль категорически не пришлась по душе. Да, идеей низкобюджетной «формулы» удалось привлечь новые команды, из которых американская конюшня так и не смогла выйти на старт и в итоге полностью отказалась от участия, а испанская HRT влачит более чем жалкое существование. Ведь бюджеты так и не ограничили! В тот раз формулисты пришли к так называемому соглашению об ограничении ресурсов, по поводу которого периодически переругиваются между собой. Но Берни этого недостаточно, и он предлагает в очередной раз затянуть пояса. Мол, некоторые слишком раскатали губу, забыв, в каком мире мы живем, и пора бы им снять розовые очки. Впрочем, предложение Экклстоуна выглядит весьма разумно: не тратить больше, чем необходимо. Он, конечно, понимает, что если установить обязательный бюджет, ориентируясь на слабые команды, сильные будут недовольны и станут сопротивляться. Можно понять: с какой стати запрещать командам тратить деньги, которые у них есть? В этом плане соглашение об ограничении ресурсов выглядит более справедливо — лимитируется количество нанятых людей или используемых шин, а не непосредственно деньги, которые можно тратить.

Кстати, о розовых очках. Берни вовсе не расстроен появлением большого количества «платных» пилотов в современной «Формуле-1» — ведь эти средства гонщиков помогают командам выжить! Скажем больше, глава «Формулы-1» считает термины «платный» или «рента-драйвер» абсолютно некорректными: «Просто у них есть хороший спонсорский пакет! И в чем проблема? Я еще не видел ни одного, который бы выложил свои личные деньги за то, чтобы ездить».
Стоит отметить, что все эти дискуссии о деньгах и правилах ведутся не зря. Ведь сейчас полным ходом идет обсуждение нового «Договора согласия». Команды и Берни — кто кого? И какая конюшня прибежит к этому финишу первой, чтобы ухватить кусок побольше из не очень щедрой руки Экклстоуна? По слухам, фору имеют «Ferrari» и «Red Bull», они могут получить эксклюзивные условия. Директора обеих конюшен, Стефано Доменикалли и Кристиан Хорнер, естественно, завесу тайны не открывают и говорят только о том, что переговоры идут. Доменикалли даже прямо отрицает, что «Ferrari» уже что-либо подписывала. Другие конюшни также скупы на комментарии. Ситуацию делает менее ясной и то, что «Ferrari» и «Red Bull» в конце прошлого года вышли из состава ассоциации команд.

«Договор согласия» — фактически основной документ «Формулы-1», даже поважнее технических правил. Потому что именно он регулирует распределение доходов и заключается между командами, ФИА и владельцем коммерческих прав, которыми управляет Берни Экклстоун. Новый, седьмой договор будет действовать с 2013 года, и сейчас каждый его участник старается не остаться, как говорится, с носом…