Монетизация стиля

Audi все-таки доиграется! Не сейчас, но через пять-шесть лет немцам все же придется искать нового де Сильву, а может, даже и нового Криса Бэнгла. Проблема в том, что к тому моменту подобные личности в автомобильном бизнесе вымрут как динозавры — маркетологи их изничтожат...

Этот процесс давно запущен и идет полным ходом. Бэнгла знали все, его преемника Адриана ван Хойдонка — только фанаты. Создателей новой «трешки» Кристофера Вайля и Кристиана Бауэра — единицы. А ведь с точки зрения стиля это лучший продукт баварской компании за последнее время. О том, что Вайль имел непосредственное отношение к GT, а Бауэр — к «шестерке», и вовсе ведают только в недрах BMW.

Автомобильный дизайн как искусство стремительно обезличивается, превращаясь в главный маркетинговый инструмент для отлова бестейджеров (от best age) — наиболее «плодоносный» клиентский слой, в основном сложившийся из уже состоявшихся в жизни «предпенсионеров». Даже отлично начавший в KIA Питер Шрайер постепенно выходит в тираж (поначалу его работы были вполне оригинальны, ныне же корейцы штампуют новинки как под копирку). Бизнес — это замечательно, но что они будут делать дальше? Рисовать инвалидные коляски? Бестейджеры пока только стареют, на смену же им приходит поколение IKEA и коробкообразного VW up!.. И уж совсем непонятно, кто этим будет заниматься, поскольку в когорте нынешних автодизайнеров дееспособными вскоре останутся лишь стажеры, способные дорисовывать и копировать, но не творить.

Первой на эту скользкую дорожку вступила «Audi». В головном офисе марки в Ингольштадте кто-то умный изрек: «Эй, ребята, мы все равно не догоним ни «Mercedes», ни BMW, поэтому давайте просто заработаем кучу денег». И идею подхватили.

Причем, как ни странно, произошло сие во времена правления Вальтера де Сильвы — наверное, самого яркого шеф-дизайнера бренда с середины 90-х. Он пришел, сделал прекрасную А5, затем подогнал под нее А4 и... ушел в «Volkswagen», так как боссам в Вольфсбурге не понравились идеи Мюрата Гюнака. Хотя с турком VW имел реальные шансы сломать все набившие оскомину визуальные стереотипы.

А теперь задайтесь вопросом: кто руководит дизайном «Audi» сегодня? Штефан Зилафф? Честно говоря, эту фамилию я услышал, только когда он ушел на повышение вслед за де Сильвой. Остался Вольфганг Эггер, отвечавший, по сути, за стилистическое развитие «Audi Group» (а это еще и SEAT, и «Lamborghini») с 2007 года. Ему просто добавили новую позицию. И это очень печально, поскольку означает, что в ближайшие пару лет в машинах бренда ничего не изменится, они будут все больше напоминать дорого отделанный VW.

В подражании родительскому бренду, может, ничего плохого и нет — унификация снижает себестоимость, и лично я ни в коем случае не виню немцев за их желание больше зарабатывать. Тем не менее год за годом штамповать похожие друг на друга машины — путь, на мой взгляд, губительный, во всяком случае, для премиум-бренда.

Взять хотя бы Audi Q3. На дороге этот кроссовер заметен. Но только благодаря цвету — ярко-оранжевое пятно в грязном бело-черном потоке априори приковывает взгляд. Но в то же время это идеальный шпионский автомобиль: уже через минуту его невозможно описать. Можно вспомнить цвет, примерный размер и, разумеется, четыре фирменных кольца... Однако это будут лишь общие слова, иных деталей не вспомнит никто. Покрась в тот же цвет Tiguan — эффекта от него на порядок больше.

Самое смешное, что этих деталей не вспомнит и владелец. И не потому, что большую часть времени он проводит внутри. Машины «Audi» уже давно не являются носителями какой-то оригинальной идеи. Практически все современные авто с кольцами на «гриле» — это дорогой ширпотреб. Не кичливый Luis Vuitton (это к «Bentley»), а как дорогое пальто. Окружающие примерно понимают, сколько оно стоит, предполагают, что в нем удобно, что там отличная шелковая подкладка и что это скорее всего натуральная шерсть. И оно определенно лучше точно такого же, но сшитого в какой-нибудь китайской подворотне из отходов местного химкомбината... Однако это пальто совершенно обычно.

Так и Q3. Эта машина отнюдь не ужасна, нет. Она ужасно банальна. До зубного скрипа. «Audi» явно нуждается в эмоциональном взрыве, причем как раз в малом сегменте. Это не значит, что немцам нужно бросить все и призвать под знамена Джеффа Кунса или Аниша Капура, но это позволит обнулить все, что было до того, и начать с чистого листа. Но то, что и Q3, и только что презентованная в Женеве А3 вышли совершенно «десильвовскими», приводит к трагической мысли: следующего шанса нам ждать еще лет восемь...

И при этом все вышесказанное относится только к дизайну. Поскольку на ходовую унификацию всем откровенно плевать, в том числе и автору этих строк. Как плевать на то, что Q3 построили на платформе Tiguan (а тот в свое время — на базе Yeti). Фольксвагеновский кроссовер в нем присутствует, но чисто технически. На уровне платформы, шасси или системы полного привода. Но, с другой стороны, попробуйте найти хотя бы один продукт концерна VW, в котором не было бы ровно таких же «ингредиентов». То, что DSG в «окольцованном» виде зовется S-Tronic, а в TSI добавляется еще одна буква, — не суть важно. В конце концов, нужно быть конченым идиотом, чтобы утверждать, что Audi плохо едет.

Отлично ездит даже А1, хотя на самом деле это VW Polo. Та же история и здесь. Немцы немного повозились с рулевым управлением, слегка добавив усилия и обратной связи, затянули подвески, причем не корейским способом (путем увеличения жесткости пружин и установки зубодробительных амортизаторов), а вполне себе немецким, предполагающим утолщение всего, что можно увеличить. И все отлично поехало. Тут даже электронно-управляемое шасси не нужно... Да, потряхивать без него будет сильнее, но все равно это на порядок лучше, чем исходный Tiguan. И при этом лишь немного дороже.

В покупательском плане Q3 — превосходное предложение. Во-первых, этот автомобиль не зависит от мотора: и базовый, и топовый варианты ощущаются одинаково, разница только в оборудовании. Во-вторых, несмотря на то, что ценник тестовой версии с 211-сильным турбомотором стартует с 1,5-миллионной отметки, а опции «нагрузят» клиента еще на четверть миллиона, достойной альтернативы все равно нет. В лучшем случае это будет BMW X1, и совсем не факт, что «разодетый» в пух и прах. И уж тем более — не с топовым мотором. И в этом Q3 очень силен, и я не удивлюсь, если к концу года он подомнет под себя и этот сегмент.

Остальное уже — несущественные мелочи. Вопросы вместимости и теснота второго ряда — недуг даже не семейный, а классовый. Рассчитывать на полноценный пятиместный салон в данном случае столь же глупо, как и ждать, что ваши брюки останутся чистыми, когда вы попытаетесь добраться до передней стенки багажника. Его, кстати, тоже очень немного, хотя и больше, чем в упомянутом выше BMW.

А еще этот Audi классно сделан. Пластики деньгами здесь, разумеется, не пахнут, тем не менее явная претензия на премиальность очевидна. Однако тут есть другая проблема, которая, на мой взгляд, не менее серьезна, чем вопросы экстерьера, — неуместная экономия. Монитор MMI, к примеру, приходится открывать и закрывать руками. В чем смысл? Понятно, что он окажется в большинстве машин. Тогда что мешало сделать его «несъемным» — либо есть, либо нет? Или оснастить автоматическим приводом? А кнопка запуска? Приятная мелочь. Но ее тут тоже почему-то нет, хотя в моду сей девайс ввели как раз немцы. Зато в Q3 имеется абсолютно бесполезный электронно-механический «ручник»...

Простите, но это не совсем соответствует статусу. Раз уж предложили дорогое пальто, то пусть и пуговицы на нем будут дорогими, а не просто шерсть, удобный крой и ноская подкладка...

Технические характеристики:

Audi Q3

Габариты (мм) 4385х1831х1590

Колесная база (мм) 2603

Дорожный просвет (мм) 170

Масса (кг) 1510

Объем багажника (л) 460–1365

Раб. объем двигателя (см3) 1984

Макс. мощность (л.с.) 170

Макс. крутящий момент (Нм) 280

Макс. скорость (км/ч) 212

Разгон 0–100 км/ч (с) 8,2

Средний расход топлива (л/100 км) 7,3

Цена (руб.) от 1 287 900

[video=2176]