Бензиновый стон

Космические цифры статистики ежегодных затрат россиян на моторное топливо позволяют сделать вывод, что основная статья сверхдоходов отечественных нефтяных монополий, отнюдь, не экспорт нефти, а розничная продажа бензина.

За прошедшие с декабря прошлого года предвыборно-выборно-прединаугурационные месяцы автомобилизированный электорат нашей страны явно привык к хорошему и расслабился. Это если согласиться зачислить в категорию «хорошее» отсутствие дальнейшего роста и так грабительских цен на автомобильное топливо в России. Но, как и предупреждали всевозможные «аналитики нефтяного рынка», так или иначе связанные с компаниями монополистами означенного рынка, подобное «безобразие» просто обязано было прекратиться аккурат после затихания предвыборных коллизий. И в этом им можно верить: кому как не этим специалистам знать, о чем и почем договорились власти и нефтяники холодной зимой 2011-2012-ого.

И вот, оголодавшие без сверхприбылей вертикально-интегрированные-компании (ВИНК), – почему-то именно так сейчас модно называть топливных монополистов, – взялись за любимое дело: начали разгонять розничные цены на топливо. Так, по данным информационно-аналитического центра «Кортес», за апрель они уже выросли на 0,6%, а в ближайшие месяцы должны увеличиться еще на 5-7%. И, несмотря на то, что торговля бензином и в данный момент остается делом более чем прибыльным, эксперты опять заводят песнь о «сезонном повышении спроса на топливо» из-за которого, якобы и происходит рост цен на него. Действительно, если вспомнить «арифметику» экономики, цены растут когда спрос превышает предложение. Однако широкой публике, внимающей экспертной «лапше», невдомек, что сейчас в России производится, как минимум, на 11% больше чем в прошлом году!

А на днях агентство «Автостат» опубликовало данные, согласно которым за прошлый год россияне потратили на автомобильное топливо $68 млрд!

На эти деньги они купили порядка 80 млрд литров топлива при средней по году цене за литр в 25 рублей. Больше всего ими было приобретено бензина — 62,1%, а на дизель и газ пришлось по 35,5% и 2,4% соответственно.

По прогнозам экспертов, в текущем году россияне купят топлива уже на $73-75 млрд – на 12-15% больше, чем в прошлом. Этому поспособствуют увеличивающийся автопарк и рост цен на бензин.

А теперь сравните прошлогоднюю выручку нефтяников от розничной торговли бензином, – $68 млрд, например с чистой прибылью за тот же года той же ТНК-ВР. Чистая (!) прибыль компании составила $8,98 млрд. Львиную долю от экспорта нефти и нефтепродуктов, как известно у нефтяников забирает родное наше государство. Значит, основные барыши они тянут именно с розничной торговли топливом. И это беда далеко не одних лишь автовладельцев. Статистика утверждает, что лишь 46% топлива сгорает в моторах легковых авто, при том что их доля в автопарке страны составляет около 80%. Большую часть «ест» коммерческий транспорт, исключительно благодаря которому товары появляются в каждом магазине, где у касс пенсионерки экономят копеечки... В общем, «сосут» нефтяники денежки со всех и каждого. И все им мало. Восклицать «когда, уж, они насосутся вдоволь?», уже даже как-то неудобно: вселенная, надо полагать, от этих возгласов уже давно устала...